УСТОЙЧИВОЕ ОХОТПОЛЬЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ Руково

УСТОЙЧИВОЕ ОХОТПОЛЬЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ Руководство МСОП

Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992) была изложена в весьма общих положениях, что и естественно для документа такого уровня и охвата. Вскоре после ее вступления в силу – а она была ратифицирована необходимым для этого количеством государств беспрецедентно быстро – обнаружилась потребность в формулировании практических рекомендаций по реализации Конвенции. Это было необходимо и для оценки продвижения государств — сторон Конвенции к заявленным ею целям, и для оказания методической помощи тем государствам, которые пытались приступить к ее реализации.

Важнейшими методическими обобщениями имеющегося опыта реализации Конвенции стали разработанные в ее развитие и под ее эгидой принципы экосистемного подхода (так называемые Малавские принципы, 2000 год) и Аддис-Абебские принципы и руководящие указания по устойчивому использованию биологического разнообразия (2004 год).

Конвенция объявила одной из главных своих целей устойчивое использование компонентов биоразнообразия, и необходимо было конкретизировать понимание устойчивости применительно к отдельным секторам народного хозяйства, природопользовательским отраслям, эксплуатирующим различные группы живых ресурсов, с учетом их ресурсных и технологических особенностей.

Предпринимались усилия к выработке таких рекомендаций и для использования охотничьих ресурсов. Наиболее конкретными, формализованными результаты этих усилий были, насколько мне известно, в Европе. Заслуга создания первого практического руководства принадлежит австрийскому Федеральному агентству окружающей среды (2001 год; вторая редакция — 2006 года). Общеевропейские разработки шли по двум линиям. Одна осуществлялась под эгидой Совета Европы и завершилась принятием осенью 2007 г. Европейской Хартии охоты и биоразнообразия (на русском языке принципы Хартии опубликованы в нашем журнале 5-6/2008). Несколько ранее аналогичную работу завершила специальная группа специалистов Международного союза охраны природы. Итоги их усилий впервые предлагаются вниманию широкого российского читателя

Руководство по устойчивому охотпользованию в Европе
Сентябрь 2006 г. Редакторы: J. Casaer; R. Kenward; Y. Lecocq; F. Reimoser; R. Sharp


I. Введение Цель

Это Руководство подготовлено Рабочей группой «Ресурсы диких видов» (WISPER) Европейской группы специалистов по устойчивому использованию (ESUSG) Комиссии по сохранению видов Международного союза охраны природы (IUCN-SSC). Цель Руководства – применить более широкие международные принципы и руководства по устойчивому использованию диких живых ресурсов на уровне европейского региона. Руководство сосредотачивается на рекреационной охоте, включая стрельбу птиц и млекопитающих. Однако большая часть предложенного будет применима и в других контекстах, вроде потребительской или коммерческой охоты либо охоты с собаками или соколами.

Этапы работы
Рабочая группа «Ресурсы диких видов» (WISPER) – одна из пяти тематических групп Европейской группы специалистов по устойчивому использованию (ESUSG), которая является европейским подразделением Группы специалистов по устойчивому использованию (SUSG) – группы добровольных экспертов Комиссии по сохранению видов МСОП – Международного союза охраны природы (IUCN-SSC). В эту Рабочую группу входят приблизительно 50 членов из 23 стран. Среди них есть как ученые, которые исследуют и преподают менеджмент дикой природы и лесной менеджмент, так и те, кто работает администраторами и менеджерами в органах охраны природы, лесоводства, охоты и благополучия животных. В персональном плане некоторые члены рабочей группы – охотники, в то время как другие – не охотники. Все привержены миссии Международного союза охраны природы.
На встрече Рабочей группы, состоявшейся в Научно-исследовательском институте Экологии живой природы (FIWI) Венского ветеринарного Университета в октябре 2002 года, Фридрих Реймосер (Reimoser) представил австрийскую модель комплекта принципов и критериев для устойчивого менеджмента живой природы: «Критерии и индикаторы
устойчивого охотпользования», 2001 (на немецком и на английском языках; www.biodiv.at/chm/jagd). Эта презентация послужила отправной точкой формирования представленного здесь Руководства. Члены Рабочей группы признали желательным, основываясь на австрийском опыте, разработать более краткий и более общий документ, фокусирующийся на руководящих принципах, которые были бы применимы на всем европейском пространстве. Члены Рабочей группы пришли также к согласию в том, что подготовленный ей документ должен быть впоследствии представлен для апробации и дальнейшей проработки другим членам природоохранного сообщества, не входящим в Рабочую группу. После венской встречи этот документ дорабатывался по переписке и на двух последовавших встречах в Брюсселе (2003) и в Ганновере (2005).

Международные политики

В 2000 году два десятилетия дебатов и исследований, проведенных природоохранным сообществом, увенчались принятием на II Всемирном конгрессе МСОП, состоявшемся в Аммане (Иордания), Программного заявления об устойчивом использовании живых ресурсов дикой природы. Было заявлено, в частности, что «использование, если оно устойчиво, может бессрочно удовлетворять человеческие потребности, одновременно способствуя охране биологического разнообразия» и что «использование живых ресурсов дикой природы, если оно устойчиво, является важным инструментом охраны природы, потому что социально-экономические выгоды, полученные от такого использования, обеспечивают стимулы для того, чтобы люди охраняли эти ресурсы». В этом контексте потребность в критериях и принципах для анализа устойчивости «использования» стала исходной предпосылкой.
Тем временем Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в 1992 году на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро, сделала устойчивое использование компонентов биологического разнообразия одной из трех своих главных целей (Статья 1). Устойчивое использование было определено в Статье 2 Конвенции и развернуто в Статье 10. В 2000 году стартовал процесс, направленный на формулирование практических принципов и руководств, касающихся устойчивого использования. После региональных тематических семинаров и итогового семинара в Эфиопии в 2003 году, VII Конференция Сторон Конвенции о биоразнообразии, прошедшая в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 2004 году, приняла (решение VII/12) Аддис-Абебские принципы и руководящие указания по устойчивому использованию биологического разнообразия. Ключевые элементы 14 взаимозависимых принципов и сопровождающих их руководств по совершенствованию устойчивого использования биологического разнообразия могут быть суммированы в следующем: – поддерживающее и связанное управление на всех уровнях; – полномочность и ответственность местных пользователей;

– адаптивный менеджмент, использующий науку, местное знание, мониторинг и регулярную обратную связь;
– равноправное распределение выгод среди местных жителей;
– прозрачность и международное сотрудничество;
– информированность общественности о выгодах использования.

Общие замечания
Цель документа состоит в том, чтобы обеспечить (необяза-тельньный) набор руководств для устойчивой охоты на виды диких птиц и млекопитающих, обычно классифицируемых как «дичь» и являющихся объектом регламентируемой охоты в Европе. Выражение «устойчивость» рассматривается здесь, главным образом, с экологической точки зрения. Кроме того, этот документ дает первичный анализ отдельных (объединенных) социально-экономических аспектов. Не может быть, однако, больших сомнений в том, что они также должны быть использованы для дальнейшего развития инструментов оценки экономической и социокультурной устойчивости охоты.

В случае конфликта интересов между этими тремя аспектами, разрешение конфликта должно основываться на доступных достижениях науки, или, в остальном, на профессиональном опыте менеджмента. Должно, однако, быть ясно, что экологические руководства должны преобладать – другими словами, если охота экологически неустойчива, это не может быть «компенсировано» экономической и (или) социокультурной устойчивостью.

Эти руководства следует рассматривать и применять в масштабе «самостоятельной единицы использования» – например, охотничьего участка, отдельной территории менеджмента или владения, находящихся под частным менеджментом или менеджментом публичных властей.

Руководства должны рассматриваться как инструмент, облегчающий выявление тех аспектов текущего охотничьего менеджмента и практики охоты, которые могут быть усовершенствованы, и, таким образом, способствовать прекращению снижения биоразнообразия – «цель 2010» – или даже его сохранению.

Оценка текущего охотничьего менеджмента и охотничьих практик должна проводиться с учетом возможного взаимодействия между охотой и другими видами деятельности (сельское хозяйство, туризм, перевозки, и т.д.), с одной стороны, и животными – объектами охоты, а также биологическими сообществами, с другой стороны (схематично представлено в диаграмме ниже).

II. Принципы, цели и руководства A. Принципы
Два главных экологических принципа, подлежащих соблюдению:
A. Охота не должна неблагоприятно влиять на долгосрочный природоохранный статус животных – объектов охоты (Категория «А») в их естественных ареалах.
B. Охота не должна неблагоприятно влиять на долгосрочный природоохранный статус биологического сообщества – фауны и флоры (Категория «B»), к которому принадлежит животное – объект охоты.
B. Цели

Чтобы гарантировать соблюдение этих принципов, охота на дикие виды «дичи» (и сопутствующий охотничий менеджмент) должна сосредоточиваться на следующих экологических целях:

Поскольку речь идет о видах «дичи» (A):
a) поддержание численности, распространения, структуры и поведения популяции, совместимых с ее сохранением;
b) поддержание генетического разнообразия, совместимого с сохранением популяции, в том числе, посредством стимулирования поддержания существования субпопуляций;
c) в случае неблагоприятного природоохранного статуса вида или популяции – содействие повышению их статуса.
Поскольку речь идет о биологическом сообществе (B), к которому принадлежит вид животного – объект охоты:
a) поддержание или повышение видового разнообразия;
b) поддержание или повышение разнообразия среды обитания.

C. Руководства
Достижение вышеупомянутых целей будет наиболее вероятно, если охота на дикие «охотничьи» виды (и сопутствующий охотничий менеджмент) использует следующие руководства по лучшим методам. Их очередность не обязательно отражает какой-либо приоритет. Они должны в дальнейшем применяться всегда «постольку, поскольку возможно, выполнимо, практично». Как и Аддис-Абебские принципы, настоящие руководства не подразумеваются обязательными, но применяются в степени, соответствующей конкретному случаю.

Поскольку речь идет об экологии «охотничьих» видов (A), охота (и связанные с охотой виды деятельности) должны:
А.1. Полностью учитывать, и, где возможно, смягчать негативное влияние других видов человеческой деятельности на жизнеспособность диких видов или на их естественное поведение (типа дневного образа жизни), настолько, насколько это влияние имело бы существенное воздействие на природоохранный статус рассматриваемой популяции.
А.2. В целях сохранения генетического разнообразия, представленного в популяции, избегать концентрации внимания исключительно на внешних фенотипических или поведенческих характеристиках как критериях отбора.
А.3. В отношении видов, у которых ареал годичного жизненного цикла отдельных особей выходит за пределы отдельной территории менеджмента, развивать координацию со смежными территориями, если необходимо – даже и на международном уровне.
А.4. Принимать во внимание сезонные колебания доступности компонентов местообитаний (такие, как защитность, кормность, и т.п.) и климатических условий, а также видовые особенности размножения, питания и отдыха.
А.5. Полностью принимать во внимание и, где возможно, смягчать (в т.ч. посредством мероприятий по восстановлению важных компонентов местообитаний) негативные последствия деградации, фрагментации и выбытия местообитаний в результате не связанной с охотой деятельности человека.
А.6. Не препятствовать естественному вторичному вселению (и закреплению) автохтонных видов.
А.7. Реинтродуцировать только виды дичи, входящие в перечень местных видов в соответствии с руководствами МСОП по реинтродукции видов *.
А.8. Не интродуцировать и не поддерживать неавтохтонные (несвойственные) виды.
А.9. Основываться на документированных планах менеджмента (включающих, по меньшей мере, цели менеджмента и мероприятия для каждого вида или группы видов).
А.10. Содействовать регистрации добычи (где применимо, с указанием половозрастных данных и, возможно, иных важных сведений) в целях лучшего понимания популяционной динамики и осуществления мониторинга, оценки и, при необходимости, пересмотра планов менеджмента (сравни адаптивное управление).

Некоторые руководства требуют наличия научно обоснованных перечней автохтонных и чужеродных видов, с указанием природоохранного статуса этих видов.
Поскольку речь идет об экологии биологического сообщества ( B), к которому принадлежит конкретный вид животного – объекта охоты, охота (и деятельность, связанная с охотой) не должна в целом оказывать никакого существенного отрицательного воздействия на биологическое сообщество, к которому принадлежит конкретный вид животного – объекта охоты, и, в особенности:
B.1. Принимать во внимание международный, национальный и региональный природоохранный статус фауны и флоры, inter alia [в том числе] присутствие редких или угрожаемых видов.
B.2. При рекультивации (мелиорации) местообитаний или облесении использовать растительный материал только местного происхождения (предполагается наличие материала, местное происхождение которого официально засвидетельствовано).
B.3. При регулировании хищников учитывать долговременный природоохранный статус вида животного — объекта охоты, а равно вида-хищника и биологического сообщества, к которому они принадлежат, включая взаимодействие между хищными и другими видами.
B.4. Стремиться к обилию, распространению и поведению вида животного — объекта охоты, которые являются совместимыми с поддержанием биологического сообщества, к которому принадлежит эксплуатируемый вид.

Поскольку речь идет о социальных и экономических (C) обстоятельствах, охота (и связанная с охотой деятельность) должна стремиться:
C.1. Поддерживать или регулировать виды животных — объектов охоты таким образом, чтобы их обилие, распространение и (или) поведение были совместимы с интересами других социально-экономических секторов, включая сельское хозяйство, лесоводство, рыбную ловлю, перевозки, здравоохранение, и т.д.
C.2. Использовать местные трудовые ресурсы и услуги.
C.3. Обеспечивать справедливое возмещение (натуральное или денежное) для тех, кто обеспечивает охотничьи возможности — например, для землевладельцев или землепользователей, местных сообществ.
C.4. Предусматривать участие местных охотников.
C.5. Принимать во внимание доступ к землям и возможность их использования другими пользователями (включая рекреационных пользователей).
C.6. Оптимизировать использование мяса и других продуктов (субпродуктов), получаемых в результате охоты.
C.7. Информировать публику об охоте (ее ценностях, организации, методах и т.д.) и охотничьем менеджменте (целях, планировании и т.д.), inter alia [в том числе] в целях демонстрации вклада устойчивой охоты в сохранение биоразнообразия и в развитие сельских территорий.
C.8. Учитывать мнения и восприятие публики, особенно местных жителей.
C.9. Сохранять культурные, исторические и художественные ценности, связанные с охотой и живой природой.
C.10. Предпринимать надлежащие усилий для поиска раненых или умерщвленных особей и, в целом, принятие всех разумных предосторожностей для устранения предотвратимых страданий диких животных..

Перевод С.П. Матвейчука

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий