Рыбалка и походы там, где восходит солнце. Часть третья

До стоянки у подножья Мутновской сопки «Уралу» пришлось преодолеть несколько ледников. Шофер Вася раза три останавливались, чтобы мы могли попозировать на фоне первозданной красоты, заснять фантастические виды, постоять под ажурными сводами ледяной архитектуры.

Виды Камчатки. Фото Юрия Петухова.

ОКОНЧАНИЕ. ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ РАССКАЗА МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

Не доезжая пары километров до подножья, мы миновали довольно большой поселок строителей геотермальной электростанции с вертолетной площадкой. В настоящее время этот объект уже завершен. Станция является самой крупной в мире в своей системе.

Расположенный выше лагерь сейсмологов состоял из балка и трех больших палаток, которые были хорошо оборудованы. Имелись даже печки-буржуйки. Одну предложили нам.

Рискованное дело

Мы решили начать подъем на Мутновскую на следующее утро. Наши попутчики сменили вахту на целую неделю. Вечером ученые рассказали много интересного об этой сопке. Также оказалось, что один из ребят является обладателем уникальной коллекции минералов. Он показал несколько образцов агатов, горного хрусталя, топазов и даже золотой самородок. Все было собрано за многие годы в разных местах Камчатки.

Рыбалка и походы там, где восходит солнце. Часть третья
Виды Камчатки. Фото Юрия Петухова.

Подъем начали в семь утра. Солнце уже показалось над Вилючинским вулканом. По узкому гребню мы выходили к самой вершине, когда с океана пришли мощные кучевые облака. Мы оказались в беде! Слева и справа от гребня были глубокие пропасти. Тропа фактически отсутствовала. Видимость сократилась до расстояния вытянутой руки.

Усилился холодный ветер. Наши девушки заметно «скисли», замерзли, ведь мы вышли налегке, без свитеров. Однако никто не запаниковал. Штормовки еще как-то спасали от ветра. Мы сидели, тесно прижавшись друг к другу в слабом укрытии.

Пеэтер решил попробовать нащупать тропу, остальные сидели. Он поднялся чуть выше и пропал минут на пять. Кричали все вместе, как можно громче. Наконец, сверху посыпались камешки. Мне как-то стало легче на душе. Он сказал, что впереди пропасть, очевидно край кратера.

Компас вертелся, как бешеный! Явно магнитная аномалия. Решили все же спускаться, фактически на ощупь. Минут через двадцать посветлело, и мы вышли из облака. С нескрываемой радостью увидели далеко внизу наши палатки!

— Вы сильно рисковали, — сказали ученые. — Несколько лет назад летом здесь замерзла группа студентов «с материка». Они буквально триста метров не дошли до лагеря. Погибли из-за внезапно налетевшего снежного заряда!

«Действительно, такие номера в горах неуместны…» — подумал я. Ночью несколько раз выглядывал из палатки. При яркой большой луне вершина выглядела необыкновенно красиво: заснеженный край кратера сверкал в лунном свете, как начищенная серебряная чаша.

Время поджимало, поэтому решились с Пеэтером на подъем. Девушки сказали, что лучше подождут внизу. Им хватало впечатлений от вчерашнего потрясения.

По гребню мы прошли быстро, и скоро достигли края. Далеко внизу, на дне кратера, виднелась маленькая белая палаточка. Слева — мощный ледник, разрезанный многими глубокими трещинами. Справа, через разрыв в склоне кратера, вытекала, вся в клубах пара, речка Горячая. Скалы вокруг нас были желтого цвета — это выбросы серы. Необыкновенная панорама!

Завершающий этап

Нам следовало торопиться в лагерь. Когда завершили спуск, оказалось, что девушки уже умчались на случайно подвернувшемся вертолете. Мы попрощались с гостеприимными сейсмологами и почти бегом бросились в поселок. Нас хорошо покормили, а на дорогу дали по большой буханке пшеничного, еще горячего белого хлеба. Какая же это была вкуснятина!

Транспорта больше не ожидалось в течение суток. До базы сейсмологов надо было пройти не менее пятидесяти километров. Поэтому мы решили в быстром темпе миновать Горелый, над которым еще стоял столб белого дыма. До полуночи не видели ни одного вертолета или машины.

К этому времени Пеэтер заметно «сдал». Он сильно стер ноги в резиновых сапогах, а я ходил в кедах. Надежда, что мы успеем дойти до цели сами, таяла все быстрее. И тут сзади показались огни машины. Я встал посредине дороги, раскинув руки. Грузовик с брезентовым кузовом остановился.

Рыбалка и походы там, где восходит солнце. Часть третья
Снимок на фоне вулкана Горелый. Фото Юрия Петухова.

Оказалось, что это возвращаются военные летчики с детьми, ездившие на вулкан Горелый. В субботу они тоже захотели поближе взглянуть на извержение, а теперь собирались ночевать недалеко от базы сейсмологов. Нам это очень подходило. В машине мы разговорились и услышали много интересного. Выяснилось, что с их аэродрома взлетал МиГ, сбивший южнокорейский самолет некоторое время назад.

Утром парни снова подобрали нас с Пеэтером и скоро доставили в Елизово. Дальше все встало на свои места. Мы встретили девушек из нашей группы, а на рейс успели за десять минут до вылета!

Это была незабываемая поездка. Удивительные люди, потрясающая природа, отличная погода и масса новых впечатлений.

А у меня имелась еще одна задача — найти в Петропавловке друга юности Гарика Семакова. После окончания физмата Таллинского пединститута он попросил направление на Камчатку. Работал там учителем в школе. По последним сведениям, полученным в частном порядке, стал директором образовательного учреждения.

В Петропавловске я зашел в две школы, но там не смогли помочь. Однако отзывчивые педагоги подарили мне несколько дорогих по значимости сувениров — фото извержения вулкана Толбачик и других мест.