Однажды меня пригласил к себе в кабинет наш старший инспектор по безопасности полетов. Мы звали его Михалычем. Этот был человек среднего роста и довольно упитанный, но не сказать, чтобы толстый. Лицо его обычно казалось радушным, но в нужную минуту он мог жесткой рукой навести порядок. А в свободное время любил отдыхать на природе и, конечно, рыбачить. Это было его слабостью.
Прежде Михалыч летал на Як-40 и считался отличным пилотом. Теперь же он занимал должность старшего инспектора. Я доложил ему о проделанной работе по строительству новых аэродромов в поселке Кутана и в старательской артели Белькачи, на правом берегу Алдана.
— Александр Дмитриевич, мне хотелось бы самому посмотреть, как взлетно-посадочные полосы «вписались» в те места, где они сейчас находятся. Заодно надо проверить, нет ли нарушений… А вообще я хочу проинспектировать все это направление вплоть до Белькачей. У тебя срочных заданий никаких нет?
— Ничего такого, — ответил я. — Только начальника службы предупредить надо. Михалыч, ты так говоришь, как будто впервые слышишь про строительство этих ВПП.
— Просто с нашей беготней они вышли у меня из-под контроля. Я рад, что ты работаешь самостоятельно и все у тебя получается! Давай, наверное, в долгий ящик откладывать не будем и в понедельник полетим — оформляй командировку. Я тоже подготовлю документацию, и ты акты прихвати.
— А они у меня всегда с собой.
— Ну вот и хорошо! Мы едем с проверкой, так что нужны форма, галстук, фуражка… — наказал Михалыч.
Начало командировки
В понедельник, оформив документы, отправились на Л-410 до Алдана. Воздушное судно набрало высоту и перешло в штатный режим полета. За разговорами мы и не заметили, как добрались. Самолет коснулся своими шасси грунтовой полосы и с шумом покатился, снижая скорость реверсом винтов…
Вскоре мы добрались до стоянки, все потянулись на выход. Я сидел у окна, поэтому вышел последним. Меня догнал знакомый пилот, который управлял нашим Л-410:
— Александр Дмитриевич, приветствую!
— Здравствуйте!
— А что, Михалыч прилетел? Или вы вместе?
— Да, я с ним. Будем проверку проводить.
— Ого! Принесла вас нелегкая!
— Да нет, вроде мы обычным путем прибыли — на самолете. Ты же сам нас и привез, — с улыбкой заметил я.
— А то по связи передали, что проверяющий у нас на борту… Ну теперь ясно, что к чему, — сказал пилот.
Михалыч уже поджидал меня возле проходной. Мы прошли, предъявив пропуска.
— Ну что, пойдем сразу к руководству? Так сказать, покажемся и посмотрим, как они тут поживают? — предложил Михалыч.
В коридорах штаба нам встречалось много знакомых. Одни подходили ближе и здоровались, обменивались рукопожатием, другие издали улыбались и приветливо махали. До конца дня мы разобрались со всеми вопросами. Переночевали в пилотской гостинце, а утром нужно было лететь в сторону села Чагда. Там нас тоже ждала работа.
Местные особенности
Чагда находится на берегу большой, красивой, полноводной и судоходной реки Алдан. Село со своими традициями, у людей — хорошие дома и налаженное хозяйство. Старожилы обычно владели собственными охотничьими наделами, где добывали белок и соболей. Для промысла местное население использовало собак. К открытию сезона каждый хозяин имел несколько подготовленных зимовий.
Само село местные жители в основном называли Учур — как одноименный полноводный и рыбный приток Алдана. Река эта очень чистая, поскольку на ее берегах нет городов. Есть только пара поселков — Чюльбю и Гонам, население которых не загрязняло природу. Жители с любовью относились к реке, которая обеспечивала их чистейшей питьевой водой и деликатесной рыбой.
Село Чагда образовалось в начале 30-х годов ХХ века. Самым первым предприятием был золотодобывающий прииск Учур…
Л-410 плавно приземлился, пробежав по полосе, развернулся и подкатил к стоянке. Когда мы вышли из самолета, нас встречал начальник аэропорта «Учур» — молодой человек, которого звали Александром Ивановичем. Он отвечал на вопросы Михалыча, проверявшего документацию.
Затем нам предстояло посетить еще два населенных пункта. В Белькачи просто удлинили прежнюю взлетно-посадочную полосу, чтобы принимать Л-410. А в Кутане пришлось строить новую ВПП, поскольку старая находилась вдоль реки Алдан и там постоянно паслись коровы.
Неоднократно случалось, что прибывшее воздушное судно не могло приземлиться из-за животных, занявших полосу. Оградить ее не было возможности, поскольку поселок плохо финансировался.
Новая полоса стала местной достопримечательностью. Дорог в этих краях нет, и все сообщение осуществляется только по воздуху или по реке. Грунтовую ВПП построили старатели с прииска, которым пришлось переправлять технику через Алдан, а потом добираться до поселка своим ходом. Всю работу они сделали отлично и получили причитающиеся деньги. У приемной комиссии не было нареканий к качеству полосы.
Ночевать нам предложили в гостинице старательской артели недалеко от ВПП. В помещениях поддерживался порядок. Чувствовалось, что здесь живут люди хозяйственные, понимающие важность дисциплины и умеющие спокойно справляться с возникающими вопросами.
Прощай, трудяга «кукурузник»!
В Белькачи мы первым делом встретились с начальником аэродрома, вместе обошли ВПП, проверили маркировку, подходы на концевых и боковых полосах безопасности, ветроуказатель. Все было в норме.
— Александр Дмитриевич, составь акт осмотра аэродрома «Белькачи-2», — сказал Михалыч.
— А почему он второй? — уточнил я.
— Да потому, что буквально через реку Алдан, то есть на ее левом берегу, находится старое село. Вот там расположен аэродром «Белькачи-1»… Ну что, отличная работа проведена, пусть теперь принимают новые самолеты, такие как Л-410!
Мне даже стало немного жалко нашего бессменного трудягу — отечественный Ан-2. Его в шуточной форме называли и «Аннушкой», и «Антошкой», и «кукурузником». А Л-410 — самолет чехословацкого производства, двухмоторный, турбовинтовой, более комфортабельный и скоростной.
Когда мы разобрались с документами, нас пригласили в артельскую столовую отобедать. Здесь тоже чувствовался порядок. Самодельные большие столы, скамейки да и сами стены — все это было обработано наждачкой и покрыто бесцветным лаком, через который просматривалась текстура древесины. В итоге получилось красиво, как в сказке! Пища в столовой тоже порадовала: отличные блюда, все вкусно.
Мы пообедали и разговорились со знакомыми. Вскоре подошел начальник аэродрома и сообщил:
— Скоро прибывает вертолет, который вас доставит до Кутаны и там высадит, а потом отправится дальше по своему заданию…
— Хорошо, хорошо, уже идем, — ответил Михалыч.
Тихий «убийца»
Мы попрощались и поспешили на аэродром, с которого доносился гул садящегося вертолета Ми-8. Он сел, не глуша турбин. Открылся входной люк, и нас пригласили на борт, скинув лестницу.
Пошли под крутящимися лопастями, которые создавали ветер. Нужно было придерживать рукой фуражку, чтобы ее не унесло. Поднялись в вертолет и сели на скамейки, обшитые дерматином. Бортмеханик убрал лестницу, закрыл входной люк, и Ми-8, набирая обороты, взмыл в небо.
Мне вспомнилось неприятное чувство, которое я испытал, когда впервые садился в вертолет. Страшновато было идти под крутящиеся лопасти несущего винта. Но бояться их не нужно: они никогда не заденут человека нормального роста. А вот о чем необходимо помнить, так это о рулевом винте. Его недаром называют «убийцей». Пассажир, опасаясь несущего винта, может машинально попятиться и тогда попадает под лопасти рулевого, которого почти совсем не слышно.
«В общем, нужно всегда шевелить мозгами, а уж потом делать! Тогда будет все нормально», — подумал я, когда мы приземлились в Кутане. Так же по лестнице выбрались из вертолета и отошли на почтительное расстояние. Ми-8 поднялся в воздух и продолжил выполнение своего задания.
Нас встречал начальник аэродрома, по-моему, его звали Григорий. Человек молодой, но уже обзаведшийся семьей и детьми. Мы прилетели уже за полдень и решили отложить осмотр полосы на утро. Тем более что Ми-8 сел не на ВПП, а на чистой поляне возле поселка.
Пошли в гостиницу, чтобы привести себя в порядок и немного отдохнуть. Там было чисто, но, конечно, не сравнивать с помещениями в «приисковой». Главное, что у нас имелись крыша над головой, теплая комната, заправленные кровати. А чего еще желать человеку в командировке?
Диалоги о рыбалке
— Александр Дмитриевич! Расскажи мне: как у вас на Байкале? — попросил Михалыч. — Говорят, там очень живописные места есть…
— Зачем их искать? Байкал и сам по себе весь очень красив. Недаром его зовут «Батюшкой». Смотришь на наше море и глаз оторвать не можешь. Такая красота!
— Как же это море? Оно же на карте обозначается как озеро.
— Вот видишь, Михалыч, так говорят только те, кто Байкала не знает. Для них это озеро. А мы, местные жители, считаем его морем. Длина Байкала — почти 700 км, ширина — 80, а глубина — до 1600 метров. Вода чистая, как слеза! Ну какое же это озеро? Скажи мне, пожалуйста!
— Это просто ваши доводы. А вообще, конечно, там огромные запасы чистейшей пресной воды. Недаром Байкал зовут жемчужиной планеты, и он находится под защитой международной организации ЮНЕСКО.
— Местные жители относятся к нему не так, как туристы. Это наша гордость! Встречаются, конечно, и нехорошие людишки, которые за собой не убирают. Но их меньше, чем добрых.
— А вот скажи мне: какая рыба там водится?
— Да всякая… Сам посуди, вода в Байкале чистейшая. Следовательно, и рыба должна быть первосортная!
— Но какая именно?
— Ленок, таймень, хариус, сиг, осетр и остальные, всех не перечислишь. Есть еще эндемики, которые водятся только в Байкале. Например, голомянка. Это рыбка небольшая, сантиметров 10-15, почти вся состоит из жира. Если ее погибшую выбрасывает на берег, то она на солнце тает и остается один скелет. А жир весь уходит в песок…
Есть еще байкальская нерпа и свой хариус, которого мы называем «марсаком». Он вообще не похож на речного, но тоже очень красивый. И вкусный, если правильно приготовить, — рассказал я. — Михалыч, а у вас, говорят, водятся большие сомы? И ловят их на какую-то снасть, которая называется квок.
— Да, есть такое приспособление. Я не уверен, что оно продается в магазинах. Энтузиасты сами его делают и успешно ловят сомов.
— А как этот квок работает?
— Очень просто. Вот, например, такой ложкой, сидя в лодке, бьешь по воде. Получаются характерные звуки, похожие на «квок, квок, квок». Сом их слышит, подходит поближе, замечает твою наживку и хватает ее. Вот тут-то не зевай, тащи рыбину! Иногда такие гиганты попадаются, что запросто тянут за собой лодку, пока не устанут.
— Ну ничего себе! Вот это рыба так рыба! Можно ее «запрячь», и мотора не надо! — сказал я, и мы рассмеялись.
Александр Фирсов, Республика Бурятия