Юридические аспекты «новой охоты». Часть первая

С 29 февраля 2020 года в России вступил в силу Федеральный закон от 18.02.2020 г. № 26. Этот документ вносит коррективы в ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 209—ФЗ от 24.07.2009 г.) и в ФЗ «О животном мире» (№ 25-ФЗ от 24.04.1995 г.), добавляя в правовую сферу новый вид охоты. С последнего дня зимы нынешнего года разрешено добывать пернатых и животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Далее будем называть такую охоту — «новой».

Юридические аспекты «новой охоты». Часть первая
Лось_by mypubliclands@FLICKR.COM

Общественная кампания, критикующая идею отстрела зверей в вольерах, началась еще в 2019 году. Зоозащитники тогда много говорили о том, что это живодерство. Была даже организована петиция против соответствующего проекта, а нам не верилось, что такое возможно в нашей стране… Но прошли месяцы, и власти приняли новый закон.

Это событие вызвало среди охотников как одобрение, так и неприятие. Начались бурные обсуждения и публикации в СМИ, в соцсетях и на площадках специализированных форумов. Одни охотпользователи и любители приветствуют и поддерживают этот закон. Есть те, кто его не одобряет. Немало и тех, кого эта проблема не интересует вовсе.

История вопроса с введением в законодательство охоты на зверей и птиц, содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, временами напоминала детективную. При этом никто из инициаторов проекта ничего не скрывал. Но почему тогда пошли споры после его принятия? Судите сами.

Кратко об истории вопроса

1) В апреле 2019 проект ФЗ о возможности легализации в России «вольерной охоты» (вариант 1) внесли в Госдуму четыре депутата. Документ получил порядковый номер 689852-7. Инициаторы этого проекта выступали за внесение изменений и дополнений в статьи 8 и 49 ФЗ «Об охоте…» (ФЗ—209). В частности, предлагалось добавить новый пункт, определяющий минимальный размер площади охотугодья, где допускается отстрел содержащихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания зверей и птиц. Предполагалось, что такие участки должны занимать не менее 50 гектаров.

В Пояснительной записке инициаторы сообщали, что в России (по данным Госохотреестра за 2018 год) было 183 охотпользователя, которые уже занимались содержанием и разведением зверей и птиц в полувольных условиях. Это делалось на 236 объектах инфраструктуры (вольеры, ограждения и т.д.), общая площадь которых составила более 270 тыс. га. Получалось, что на каждого пользователя в среднем приходилось около полутора тысяч гектаров. В процессе дальнейших вычислений можно было получить результат, что на один объект охотничьей инфраструктуры отводится приблизительно 43,3 га.

В Пояснительной записке указывалось, что, к примеру, в Литве, Польше, Латвии, Швеции и Словакии подобные хозяйства занимают площади около 20—30 га, в Великобритании и Италии — 50—60 га, а в Австрии, Германии, Швейцарии — всего от трех до шести гектаров. Авторы проекта подробно остановились на положительной роли таких ферм для сохранения охотничьих ресурсов в названных государствах. Отмечалось, что в некоторых странах допускают и отстрел животных в полувольных условиях.

Иные сведения, в том числе и о том, существовала ли такая охота в современной России, можно найти в СМИ и на специализированных сайтах. Опускаю эти моменты. Есть и кое-какая отечественная судебная практика, с которой желающие ознакомятся самостоятельно.

2) В декабре 2019 года к четверым инициаторам проекта примкнули еще 25 депутатов. С их помощью была создана, зарегистрирована и направлена на первое чтение уже обновленная версия документа (вариант 2). В соответствии с ней дополнения, изменения и новые редакции предлагалось внести уже в семь статей ФЗ—209. Была предложена новая статья 14.1, определяющая особенности осуществления любительской и спортивной «вольерной охоты». В доработанном проекте исчезло упоминание о минимальной площади в 50 га для хозяйств, на территории которых предполагается добывать животных и птиц, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

Часть 2 статьи 49 устанавливала, что земельный и (или) лесной участки в границах закрепленных угодий, предназначенные для «новой охоты», предоставляются в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона. Установление же требований к этим территориям предложено было делегировать уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

11 декабря 2019 года этот законопроект был принят в первом чтении. Замечания и предложения по нему разрешалось подать в месячный срок — до 11 января 2020 года.

3) Ко второму чтению (6 февраля 2020 г.) заинтересованные депутаты, специалисты и просто неравнодушные охотники подготовили немало поправок к документу. Из всего этого количества было учтено лишь 12. Народные избранники отклонили и предложения вице-спикера Госдумы Ольги Николаевны Епифановой. Она выступала за то, чтобы площадь каждого земельного участка (ЗУ) для целей этого проекта составляла не менее 1000 га. Епифанова предлагала, чтобы размеры, особенности ландшафта и расположения объектов инфраструктуры позволяли животным скрыться из области видимости охотника, располагающегося в любой точке на территории хозяйства. Ни одна из поправок вице-спикера не была учтена.

4) 6 февраля 2020 г. Госдума приняла законопроект во втором чтении, а спустя пять дней — в третьем. Не нашлось никаких замечаний к нему и у членов Совета Федерации. 18 февраля 2020 года документ был подписан Президентом России. Через полторы недели Федеральный закон № 26 вступил в силу.

Требования к хозяйствам

В ФЗ—209 появились нормы и особенности, позволяющие осуществлять в стране «новую охоту». Она возможна на ЗУ в границах закрепленного угодья, предназначенного для таких целей в отношении зверей и птиц, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде. Речь об этом идет в статье 14.1 ФЗ—209.

Измененная 49-я статья данного закона установила правоотношения по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в упомянутых условиях. Требования к ЗУ, на котором можно отстреливать этих животных и пернатых, определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 2 статьи 14.1). Земельный участок, предоставленный в соответствии со статьей 25 ФЗ-209, обязательно должен находиться в границах закрепленного охотничьего угодья.

Кстати, 17 сентября 2020 года Минюстом России был зарегистрирован Приказ Минприроды РФ от 30.06.2020 № 404, утвердивший требования к ЗУ при осуществлении «новой охоты». Все указания уместились в четыре пункта.

Первый определяет минимальную площадь участка. Она должна составлять не менее 50 га в случае охоты на млекопитающих и хотя бы пять гектаров, когда добывают пернатых в полувольных условиях. Во втором пункте говорится о том, что упомянутое выше указание не распространяется на смежные участки, если их суммарная площадь не меньше требуемой.

Третий момент в этом приказе Минприроды касается границ ЗУ. Они должны быть обозначены таким способом, который позволяет обеспечить их идентификацию на местности.

Четвертый пункт сводится к тому, что на участке обязательно должны быть искусственные или естественные укрытия, чтобы ими могли воспользоваться охотничьи ресурсы. Речь идет об элементах рельефа и ландшафта, древесно-кустарниковой растительности.

Сюда же относятся и искусственные ремизовые посадки — укрытия, которые создаются в местах жировок, размножения и отдыха зверей (например, около кормушек, водопоя, солонцов и т.д.). Для этого высаживаются кустарники или деревья: шиповник, боярышник, ель и прочие. Благодаря такой растительности животные могут прятаться от врагов и находить убежище в непогоду. В этих местах обычно проводят большинство охотхозяйственных и биотехнических мероприятий…

Вернемся к ФЗ—209. На ЗУ для «новой охоты» допускается создание объектов инфраструктуры (часть 2 статьи 53). Они должны быть предназначены для осуществления деятельности в указанной сфере. Детальный перечень утверждается Правительством России. В этом списке могут присутствовать объекты капитального строительства и благоустройства, различные помещения, охотничьи базы, заборы, питомники диких животных, вольеры и иные сооружения.

Требования по содержанию и разведению зверей и пернатых в полувольных условиях перечислены в 49-й статье ФЗ—209. Эту деятельность могут осуществлять юридические лица (ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные государством. Они должны работать на основании охотхозяйственных соглашений. Также необходимо иметь разрешение, позволяющее разводить и содержать животных и птиц в искусственно созданной среде обитания и полувольных условиях (части с 5-й по 16-ю статьи 49).

Соответствующий документ выдается на срок действия охотхозяйственных соглашений (часть 2 статьи 49). Упомянутые пернатые и звери, изъятые из привычной среды обитания, должны быть в собственности ЮЛ и ИП (часть 2 статьи 49 ФЗ—209).

Для большинства граждан, что живут или будут жить рядом с такими ЗУ, есть в новых нормах Федерального закона № 209 и «горчинка». Теперь доступ населения на территорию этих участков будет осуществляться только по разрешению ЮЛ или ИП, которые на легальных основаниях организуют «новую охоту» (часть 3 статьи 53). В документе поясняется, что такое требование вводится для обеспечения безопасности людей. Хотя в некоторых случаях, предусмотренных федеральным законодательством, доступ на такую территорию возможен.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий