Юридические аспекты «новой охоты». Часть вторая

Своеобразным «бальзамом» для владельцев таких новых хозяйств стало также то, что для них не обязательны Правила охоты (часть 3 статьи 23 ФЗ-209). На животных и птиц, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, не распространяются и лимиты, и квоты на добычу (часть 13 статьи 24 ФЗ-209).

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО — В № 11 (138).

Юридические аспекты «новой охоты». Часть вторая
by Tambako the Jaguar@FLICKR.COM

Какие вводятся ограничения

Действительно, в пункте 2 новых Правил охоты (Приказ МПР России от 24.07.2020 г. № 477) сказано, что они не касаются отношений, связанных с защитой и использованием диких зверей, которые содержатся в неволе и находятся в собственности юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ.

Но всегда ли на «новой охоте» могут быть обеспечены условия, указанные выше? А именно: использование только тех животных, которые «содержатся в неволе и находятся в собственности» указанных лиц?

Между тем 18 сентября 2020 года Минюст России зарегистрировал Приказ МПР России от 30.06.2020 г. № 403, установивший ограничения «новой охоты». В соответствии с этим документом, запрещаются:

  • применение способов и орудий, которые противоречат нормам гуманности и допускают возможность жестокого обращения с охотничьими ресурсами;
  • использование ловчих птиц, если не имеется разрешения на их разведение и содержание в искусственно созданной среде обитания или полувольных условиях (в соответствии с 26-й статьей № 52-ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.);
  • организация загона, при котором охотники идут внутрь него, окружая животных;
  • стрельба по неясно видимой цели, когда приходится ориентироваться на «шорох» или на «шум»;
  • использование зверей и птиц с признаками ранений или увечий с целью привлечения охотничьих ресурсов;
  • ведение огня вдоль линии стрелков (если выпущенный снаряд может пройти на расстоянии менее 15 метров от ближайшего человека);
  • охота с неисправным оружием;
  • самовольное оставление своего номера и приближение к упавшему животному (возможно, раненому или мертвому) до завершения загона;
  • стрельба по пернатым, которые поднимаются от земли и еще не достигли высоты в два с половиной метра (при охоте в кустах, зарослях либо в условиях ограниченного обзора местности);
  • направление в сторону других людей заряженного оружия.

Кроме этого, если в охоте участвуют одновременно более двух человек, то они должны носить особую сигнальную одежду, отличающуюся повышенной видимостью: оранжевого, желтого или красного цветов, соответствующую стандартам ГОСТа 12.4.281-2014.

Как все может быть в действительности?

За исключением требований, о которых сказано выше, складывается ощущение, что «новую охоту» можно моделировать по-любому. Ведь лишь вице-спикер Госдумы О.Н. Епифанова, кроме упомянутых ранее предложений, выступала за то, чтобы отстрел животных в вольерах производить с дистанции не менее 50 метров. Но эту идею тоже отклонили.

На стадии обсуждения проекта некоторые авторы приводили примеры подобных охот в других странах. Упоминался, в частности, оригинальный способ добычи кабанов и оленей. Он получил название «охота в бутылочное горло». Речь идет о создании в лесной, заросшей кустарником местности узкого и длинного коридора между двумя вольерами. По его краям расположены замаскированные вышки для охотников.

Копытные животные, которых подгоняют сотрудники хозяйств, егеря, стремятся как можно скорее пробежать узкое место. Охотникам поневоле приходится стрелять в трудных условиях. Зверь идет с большой скоростью, зачастую он закрыт кустарниками и деревьями. Безусловно, все это резко повышает ценность трофея, а хозяйство еще и экономит на животных. Ведь при таком способе охоты стрельбы по зверю много, а добычи мало. К тому же такое удовольствие приносит немало денег хозяйствам.

В России те, кто ранее организовывал подобную охоту на копытных, часто вели ее общеизвестными способами, а результативность при этом обеспечивалась тем, что из намеченного района зверю трудно уйти на волю. Делалось все открыто, без нарушения законодательства. Иногда целями становились животные, которых нет в числе охотресурсов России и в отношении их добычи не введено никаких запретов. Порой копытных добывали в рамках регулирования численности. Но охоты всегда организовывали в период, когда это разрешено законом.

Наиболее известные подмосковные хозяйства на один гектар площади поставляли «под выстрел» десятки особей копытных, в то время как в других угодьях шанс добыть трофей был в тысячи раз меньше.

Еще практиковалась ранее и существует поныне охота на фазанов, которых приобретали в собственность птенцами. Этих пернатых выращивали в неволе, а потом выпускали в определенных угодьях.

Остались вопросы

Некоторые детали пока еще не урегулированы законом. К примеру, депутаты указывали на то, что исторически сложившаяся в России культура охоты обычно предполагает еще поиск или преследования зверя, а не только выстрел. Можно ли говорить об этом, когда животное находится в вольере? На мой взгляд, не стоит упоминать о каком-то спортивном аспекте в отношении «новой охоты».

Содержавшихся в таких условиях зверей прикармливают. Они становятся ручными и не испытывают страха при виде людей (даже вооруженных). Соответственно, не приходится и говорить о каких-либо шансах животного на спасение.

Неясным пока остается, сколько охотничьих ресурсов разрешено держать в вольере — «стаю или целое стадо». Возник вопрос и о контактной притравке собак. Ведь такое действие в отношении зверя, находящегося в собственности охотпользователя, может создать коллизию норм права. С одной стороны, это запрещено, а с другой — нет. К тому же частная собственность у нас гарантирована законом.

Мне же запомнились слова, сказанные одним из депутатов. Они были опубликованы самим автором: «Все аргументы так или иначе все-таки скрывают то, что кто-то просто хочет на этом заработать. Если мы хотим голосованием помочь кому-то заработать, то это одно, но… Это все равно на охоту, мне представляется, не очень похоже: если мы вот так будем относиться к животным, то это отношение потом может быть перенесено и на людей. Плюс, повторюсь, могут исчезнуть некоторые виды, если мы так будем на них охотиться».

Много аргументов и контраргументов прозвучало со стороны тех, кто поддерживал принятие этого закона. К плюсам можно отнести увеличение численности охотничьих ресурсов, решение задач с продовольственной безопасностью и насыщение отечественного рынка диетическим мясом и высококачественными продуктами из него…

Автору задавали и задают вопрос о том, будет ли такая охота доступна большинству жителей страны. Сложно ответить однозначно. С появлением значительного количества подобных хозяйств цены у них должны стать разными. Но можно ли при организации «новой охоты» избежать значительных расходов на создание инфраструктуры, приобретение животных и птиц, выращивание молодняка в просторных загонах и клетках, а затем в полувольных условиях?

Нужны средства на профилактику заболеваний, на покупку кормов, медикаментов, на питание для зверей и пернатых в трудный период, на защиту ослабленных особей от хищников, на охрану. Потребуются квадрокоптеры, фотоловушки, сигнализация, камеры слежения и все для них необходимое. Разумеется, понадобятся деньги на оплату труда специалистов и обслуживающего персонала, на содержание инфраструктуры, на налоги и т. п. И все эти средства, безусловно, охотпользователям придется изыскивать или занимать в банке…

В заключение

Резюмируя все вышесказанное, не скрою и своего мнения. То, что фактически существовавшая в отдельных хозяйствах охота стала официально узаконена, — это, безусловно, правильно. Хочется верить, что в данной сфере будут работать больше ЮЛ и ИП, которые смогут предложить нам интересные условия. Обсуждение этого закона показало, что он нужен не только олигархам, миллиардерам, очень богатым людям…

Уже сейчас далеко не все охотники, особенно из начинающих, к нашему стыду и сожалению, знают и любят российские традиции. А СМИ и реклама активно пропагандируют совсем другие способы добычи зверя. Теперь многие часто не по своей вине уже не мыслят посещения угодий без прибора ночного видения, тепловизора и электронного манка. На копытных с «Ижевкой», без нарезного ствола и магазинной коробки не охотятся.

К тому же многие стремятся к комфорту. Им не хочется пешком ходить по угодьям, зачастую спотыкаясь и падая. Вместо этого нужна охота, которая более технически и технологически приближена к современной жизни. Некоторые хотят селфи с достойным трофеем, чтобы сразу показать друзьям или выложить в Интернете. Но на африканское сафари (или поездку в Австралию, Памир, даже в Белоруссию) зачастую нет времени, а иногда и нужных средств. Зато в вольерном хозяйстве поблизости трофей и селфи гарантированы. Пусть за них и придется заплатить…

Лично мне повезло еще с раннего детства познать смысл слова «охота». Она занимала огромное место в жизни всех мужчин в нашей семье. Я стал охотником не на асфальте большого города, а в рабочем поселке на матушке Волге, среди полей и прибрежного леса. Как и многие в те годы, начинал еще дошкольником знакомиться с угодьями. Мне в счастливые дни, когда дедушка или отец брали с собой на охоту, обычно отводилась роль то ли загонщика, то ли подружейной собаки.

Когда подрос, как и многие сверстники, стрелял из рогатки и лука, пробовал добывать птиц. А в 16 лет в порядке исключения получил уже первый охотничий билет. С тех пор стал полноправным участником этого сообщества людей.

Мне, как и многим другим товарищам по увлечению, доставлял удовольствие сам процесс охоты, превращавшейся в соревнование между мною и дичью. Ведь предстояло ее не только найти в обширных угодьях с их потаенными местами, куда не всегда ступала нога человека. Нужно было еще суметь подобраться на дистанцию уверенного выстрела из гладкоствола. При этом дичь в большинстве случаев могла меня увидеть первой и так укрыться, что найти ее не могла и охотничья собака…

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий