Что такое каракат

Трехколесный каракат

Вот вроде и бывают еще теплые деньки, и багряная осень в Сибири не совсем сдала свои позиции, а пахнет уже в воздухе близкой зимой. А раз так, то настала пора готовиться к новому сезону. Точить крючки, собирать уловистые снасти и готовить транспорт.

Вместо предисловия

«Сень, смотри, а это — что за чудо?!» По льду, оставляя за собой шлейф сизоватого дыма выхлопных газов, бодро катила этакая нелепица на гипертрофированных дутых шинах. С трудом, но все же можно было рассмотреть, что донором для ее создания послужил старенький «Урал». Тот самый — с двухуровневой седушкой, на передней из которых гордо и невозмутимо восседал некрупный мужичонка возрастом за 50 лет.

Все так же, с каменным выражением лица, но явной смешинкой в глазах, всадник остановился неподалеку, отстегнул клапан прикрепленного к задней раме короба, достал рыболовный ящик и, немало не задумываясь, забурился прямо у заднего колеса чудо-агрегата. Понятно, что на время все, кто находился в зоне видимости «железного коня», позабыли о кивках и блеснах, мотыле и живцах, собравшись вокруг обладателя оригинальной техники.

Его звали Семенычем, и он отличался колоритной внешностью, которую венчали шапка ушанка да местами драный и замасленный потасканный армейский бушлат. Однако мужичок с важностью директора Государственного Эрмитажа проводил экскурсию по узлам и агрегатам своего тарантаса.

Семеныч рассказал, что за основу действительно взял «Урал» с самодельными колесами. Вместо дисков использовались дюралевые тазики, с боем отбитые у жены, а «резиной» послужили камеры от тракторного прицепа. Вилки пришлось продумывать самостоятельно. Работа заняла около года. «Зато уже в пятый раз в этом сезоне катаюсь, — поведал Семеныч. — По воде тоже может. По осени пробовал…». В общем, так в далеком уже 1986-м году состоялось мое знакомство с одним из первых представителей, как позже оказалось, семейства каракатов.

Что не купим, то придумаем!

Ох и силен в россиянах дух изобретательства! Ну вот не было на закате СССРовской эпохи достаточного количества техники, что удовлетворяла бы запросы рыбаков-любителей да охотников. Снегоходов продавали мало, да и стоили они… не каждому по карману. А посему взялись Кулибины в разных регионах за сочинительство агрегатов, что и проходимостью бы завидной обладали, и аппетитом скромным, и обошлись семейному бюджету в сумму, что способна стерпеть дражайшая вторая половинка.

И название-то «каракат» не сразу появилось — прижилось. На Севере самоделки «тундрошлепами» да «шишкотрясами» именовали. В центральной полосе — «тарантасами» да «чудо-юдами». Ну а потом как-то прижилось общее название. Быть может, Интернет помог, что дал возможность мужикам в сети мнениями да решениями особо заковыристых вопросов обмениваться.

Итак, чем же хорош каракат? Да уже хотя бы тем, что сработать его на основе практически любого движка можно и в домашних условиях. Были бы желание, место, доступ к материалам и чуть-чуть технических навыков. Обходится он, как уже было сказано ранее, куда дешевле фабричных агрегатов, способных с ним сравниться по проходимости, а по надежности, пожалуй, и не уступает. Опять же… ремонтопригодность повыше будет.

Еще одно несомненное преимущество — всесезонность. Вот снегоход, как только земля очистится, приходится на прикол ставить. А каракат и по распутице бодро шлепает, и даже летом вполне способен выручить. Главное — надолго на солнце не оставлять. Резина камер не очень любит его прямые лучи.

Даже Гостехнадзор многие каракаты полноправным техническим средством признал. Нужно теперь свои самоделки регистрировать да удостоверением тракториста обзавестись, чтобы с автоинспекторами неприятностей избежать.

Из чего же, из чего же, из чего же?..

Каракат можно собрать почти из всего, что под руку подвернется. И это действительно так!

Донор — мотоцикл

Самый часто встречающийся в России образец имеет в своей основе мотоцикл. Опять же любой. И мопед подойдет. И даже мотороллер. И самый простой вариант на основе мотоцикла — трехколесный каракат. Такой и устойчивостью будет необходимой обладать, и переделок потребует сравнительно небольших. Фактически главное и самое трудоемкое в решении — установить задний мост с дифференциалом. Ну и, конечно, продумать систему надежного крепления колес. Передняя вилка также подвергнется переделке.

Понятно, что у мотоцикла, как у высокоскоростного транспорта, ведущее колесо имеет достаточно большое количество оборотов. Для караката это совершенно лишнее. Уменьшить данный показатель можно, установив на задней оси ведомую звездочку большего диаметра со значительным количеством зубцов. Как вариант — подобрать подходящую на ближайшем сельском механическом дворе. Там же можно договориться о приобретении более мощных цепей и подшипников.

Колеса — камеры от крупной техники. За счет них давление на грунт сводится к минимуму, а это — залог успешной езды что по снегу, что по грязи. И даже по воде. К ободам дисков камеры крепятся при помощи широких ремней, а иногда — цепей. Этот способ крепления заодно служит и своеобразными грунтозацепами.

Сами камеры требуют достаточно нежного обращения, что не всегда возможно при езде по пересеченной местности. Потому приходится заботиться об уплотнении внешней поверхности. Делается это с помощью таких же камер, распущенных по внутреннему шву и выкладываемых в несколько слоев поверх основной камеры. Рабочих характеристик колеса это не нарушает, зато какая-никакая, а защита от проколов и порезов появляется.

Существует несколько модификаций караката на основе мотоцикла. Первый и самый распространенный мы только что описали. Встречаются также каракаты, где задние колеса — дутыши, а вот переднее заменяется широкой управляемой лыжей. По снегу и льду такой агрегат хорош. Но есть серьезный минус: как и снегоход, каракат с лыжей сезонен. Его придется ставить на прикол, как только земля освободится от снежного покрова.

На основе все тех же мотоциклов нередко делают и четырехколесные машины. Времени, усилий и мастерства такое усовершенствование потребует несколько больших, но и сам каракат получается еще удобнее.

Многие самодельщики ставят на подобную технику ГУР, чтобы управлять было еще проще и, более того, делают оба моста ведущими, что намного повышает проходимость. В том числе и при езде по воде.

Донор — мотоблок

Универсальность такого агрегата многим способна прийтись по душе. С весны по осень он — собственно мотоблок, зато зимой — первый помощник на рыбалке.

Чтобы при движении по уже накатанным дорогам не возникало проблем, колеса можно разнести с помощью автомобильных полуосей. Особое внимание — дискам. Если есть доступ к сельхозтехнике, можно позаимствовать что-нибудь подходящее. Нет — сочинять самим. Главное — диски не должны быть излишне тяжелыми. Те же самые дюралевые тазы себя совсем неплохо зарекомендовали. Крепление и «шубы» — как и на мотоциклетных колесах.

Но… у мотоблока, как известно, есть возможность присоединения всего двух колес. Чтобы превратить его в транспортное средство, требуется тележка–прицеп. По тому же принципу действуем и при создании караката.

Крепление уже имеется, а потому, чтобы не уродовать стандартную тележку, собираем новую. Благо купить достаточно тонкий и прочный уголок — не проблема. Вариантов решения опять же два — поставить прицеп на два таких же колеса или на широкие лыжи. Оба способа имеют право на существование, но во втором случае время использования караката будет ограничено наличием снега.

Преимущество такого транспорта — в малом потреблении горючего и достаточно приличной скорости (по хорошей поверхности — 25-30 км/ч). Передний привод делает его достаточно проходимым, а сравнительно небольшой вес позволяет двоим рыбакам вытолкать каракат, если тот застрянет.

Солидная емкость прицепа даст возможность легко разместить пару буров, пару ящиков, еще и место для третьего пассажира останется, если возникнет нужда захватить с собой еще одного рыболова. Дополнительный плюс — такой самодельный каракат в регистрации не нуждается.

Донор — автомобиль

Да-да! И такие есть! Причем у автомобиля можно взять только часть деталей, например двигатель, коробку передач и мосты. В этом случае рама собирается самостоятельно. Делается, как правило, ломающейся, чтобы повысить маневренность. С этой же целью ставится и рулевое колесо большего радиуса.

Пневматические колеса должны быть с усиленными дисками — как самодельными, так и покупными. Они предназначаются для специальной техники, эксплуатируемой на грунтах со слабой несущей способностью. Такие диски уже производятся на территории России, особенно в северных ее регионах. Более серьезная техника рассчитана и на большее количество пассажиров.

Минус, пожалуй, всего один. Как и в предыдущих вариантах, крытой кабины на каракате с переломной рамой не предусмотришь. А значит, придется ограничиваться только защищающим от ветра лобовым стеклом. Слабое утешение для транспорта, способного разогнаться до 60 км/ч. Зато тяга внушает уважение. При необходимости такой каракат легко утащит за собой сани, немногим уступающие по весу самому транспорту.

Каромобиль

Можно также взять инвалидную мотоколяску и снять с нее все лишнее, оставив ходовую часть неприкосновенной. А затем нарастить рессоры, оторвав вал от «брюшка» авто, разнести оси в стороны, а салон «сочинить» из фанеры, а лучше — стеклоткани, пропитанной эпоксидкой. В результате получится настоящий каромобиль.

На колесах подробнее останавливаться не будем, равно как и на управлении. Фактически последнее мало чем будет отличаться от того, что было у донора. Что же касается корпуса, то здесь полет фантазии не ограничен. С использованием фанеры можно хоть Ленинский броневичок построить, а можно и что посимпатичнее. В Интернете не раз появлялась информация о подобных аппаратах.

Если речь идет о стекловолокне и эпоксидке, то придется сначала сделать лекала, а уже по ним лепить фрагменты кузова. И достаточно прочно получается, и надежно, и красиво. Как-то довелось пообщаться с владельцем подобного авто. Очень легкий каракат. Его спокойно, что с кормы, что с носа, мог приподнять и один человек, зато в салоне водителю и пассажиру достаточно тепло и уютно.

Багажный отсек позволял разместить все, что нужно для рыбалки и улов. А при случае каракат легко становился еще и защитой от ветра, если лунки насверлить с подветренной стороны. В особой ситуации каромобиль вполне бодро тянул и серьезный прицеп, и забарахлившего сотоварища. Благо о фаркопе создатель позаботился.

Ну а можно, не желая беспокоиться по поводу кузова, оставить его прежним и «колдовать» только над шасси, приспособив оси под пневматику.

«Пиломобиль»

Казалось бы, что уже все возможные варианты перечислили. Но… нет! На днях общался с другом, так тот каракат собирает на основе старой доброй бензопилы «Дружба», доставшейся от отца по наследству. Для дачи куплены более современные и экономичные электропомощники, а «старушка» доживала век под верстаком в гараже.

Так вот, основные работы уже завершены, и легкий каракат с двумя задними ведущими колесами и передней лыжей был даже опробован. Вы спросите: как? Собственно, и меня этот вопрос более чем заинтересовал. А ответ убил своей логикой и простотой.

Ромка нацепил на лыжу пару советских роликовых коньков и носился по аллее, распугивая соседей. Точнее не совсем мчался, а ехал со скоростью 7-10 километров в час. С другой стороны, в разобранном состоянии каракат спокойно помещается на верхнем багажнике его «Нивы». А сам процесс сборки, по словам Ромки, занимает минут 15 вместе с накачиванием колес насосом от прикуривателя.

Добравшись до водоема, просто пересаживаешься на «пиломобиль», как его окрестил сам автор, и вперед! С ветерком, и не особо напрягаясь. Изобретатель еще и шлейку придумал, говорит: специально для меня. Подъемная сила у транспорта не особо велика, а вот, пристроив бур в специальных петлях за седушкой, можно встать на лыжи и просто катиться за каракатом.

А Ромка вновь в поиске решений. У него в гараже еще и старенький «Ветерок» завалялся. Движок лодочный, если кто не помнит, на 8 лошадиных сил. И собирается мой друг из него каракатицу сделать с большим ведущим передним колесом и двумя лыжами под седушку и короб. Предлагает выступить спонсором закупки материалов. В общем, есть вариант, что и на шлейке таскаться не придется. Доживем до зимы — увидим, что у Кулибина местного разлива выйдет и получится ли вообще.

Арсений Фавстрицкий, г. Казань 

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий