На море Хвалынском. Часть первая

Как быстро летит время… И вот мы уже в другом столетии, в совсем ином обществе, да и возраст теперь солидный. За прошедшие десятилетия отношения между людьми в корне изменились. Раньше на всей территории СССР были советские республики. И по-настоящему чувствовали себя почти братьями. А сейчас живем в разных странах, что-то делим, из-за чего-то ссоримся. Этот рассказ не совсем ностальгия. Действительно, в одну реку дважды не вступишь. Я раскопал его в своих полузабытых архивах. И захотелось поделиться с читателями, вспомнить, как было в те годы…

На море Хвалынском. Часть первая
Подводная съемка. Фото Юрия Петухова.

Предчувствие опасности

Мысль посетить дальние уголки восточного побережья Каспия в нашей секции ныряльщиков-подводников вынашивалась уже давно. Бассейны Балтийского и Черного морей мы уже более или менее изучили. Немало времени провели и на акватории Чудского озера. И вот, наконец, поступило приглашение на Каспий!

Собирая все возможные сведения о бассейне этого моря, мы определили, что для жителя наших широт лучше всего для поездки на 38-ю параллель выбрать июнь. В начале лета там обычно не так жарко, как в июле или августе. И само море спокойнее — еще не дует опаляющий «афганец» (так называют юго-восточный ветер).

Неделя ушла на сборы. Мы по нескольку раз перекладывали большие рюкзаки. Как это обычно бывает, самое необходимое не вмещается, что-то приходится оставить, что-то добавить. Регулируем на мощность подводные ружья, отлаживаем фото- и кинокамеры для съемки на глубине. Ведь основная наша задача (не считая получение новых впечатлений) — поохотиться на Каспии и получить яркие кадры.

Наверное, никогда не слушали с таким вниманием сводки погоды. В Прибалтике дожди, температура от 6 до 12 градусов тепла по Цельсию, а в Туркмении уже выше 20-ти. Что ж, это звучит неплохо. Но гидрокостюмы мы все же решили брать и, как оказалось на месте, сделали правильно.

На море Хвалынском. Часть первая
Сборы путешественника. Фото Юрия Петухова.

Вот и наступил день, когда под крыльями нашего Ту-134 замелькали зеленые леса Прибалтики.

Теперь настало время представить путешественников. Вначале предполагалось, что нас будет четверо, однако на ступени аэропорта из такси вывалились только два пятидесятикилограммовых рюкзака. Компанию мне составил Рейн — хирург, веселый и остроумный человек. Еще до старта товарищ, проявив свои почти экстрасенсорные способности, предупредив:

— Ты знаешь, я чувствую, что в полете с нами что-то опасное должно случиться!

Во время поездки все происходящее, в том числе возникавшие трудности, мы встречали с юмором и оптимизмом. И в дальнейшем эти качества не раз помогали нам.

Пересадок у нас было три. Вначале Ту-134 долетел из Таллина до Баку, потом Ан-24 — до Красноводска и, наконец, Ил-14 — до Челекена.

Вот этот финальный недолгий отрезок и отметился небольшим приключением. На маршруте от Красноводска до Челекена нам достались два последних билета. Когда до приземления оставалось 10–15 минут, неожиданно загорелся и отказал правый мотор. Хорошо, когда все кончается благополучно. Проходит время, и начинаешь спокойно анализировать свои ощущения, поведение соседей в той потенциально опасной ситуации…

Рейн, сидящий в первом ряду салона, оборачивается и улыбается, видимо, хочет сказать: «Ну я же говорил!!!». Его останавливает сосед-нефтяник, азербайджанец с мужественным лицом. Моя соседка, студентка медицинского училища, пытается пристегнуть себя к креслу. Перед взлетом девушка проигнорировала предложение бортпроводницы затянуть ремни безопасности.

Студенты-нефтяники (они направляются в Челекен на практику) продолжают играть в нарды. Слева парень и девушка о чем-то шепчутся, украдкой целуются. Они забыли обо всем на свете. Остановись второй мотор — не заметят.

Помогаю молоденькой симпатичной бортпроводнице освободить проход к люку. Она слегка побледнела, но держится хорошо. Некоторое время летим вдоль берега, затем под крылом мелькают красноватая пустыня, кустарники, кибитки, стада верблюдов, пылящие в разные стороны автомашины, буровые вышки.

Пилот мастерски приземлил «трудягу» Ил-14 в дальнем углу взлетно-посадочной полосы. Один из студентов не доволен — далеко идти пешком. Он только сейчас узнает о случившемся, но прочувствовать не может, ведь уже на твердой поверхности стоит. А у пилота вся голубая «форменка» потемнела, мокрая от пота!

Удивительный регион

Взвалив на плечи рюкзаки, мы двинулись по раскаленной взлетной полосе к виднеющемуся в миражной дали домику «воздушной гавани».

— Меня зовут Кара-Балы. Вы откуда, ребята? — на пороге аэропортовской шашлычной нас приветствует собственной персоной Великий Комбинатор в такой же «капитанке», что у знаменитого героя «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. — Если вы с этого почтенного лайнера, то я постараюсь компенсировать грустные минуты, доставленные вам за время перелета!

В мгновение ока перед нами стоял «ПАЗик» — автобусик, снятый с какого-то рейса. Минут пять в салоне продолжалась дискуссия, к какому из Мамедовых мы приехали. В Челекене их несколько десятков семей. Одна половина азербайджанцы, другая — туркмены. Наконец, определили, что нам надо к тем, у которых новые «Жигули» и русские жены. Совпали и другие приметы.

Через несколько минут Кара-Балы доставил нас к порогу дома наших друзей, которые уже отчаялись дождаться гостей из Эстонии. Так мы впервые познакомились с туркменским и азербайджанским радушием, которое сопровождало нас в течение всего пребывания в Челекене.

Вечером большая дружная многонациональная семья Мамедовых угощала нас пловом, зеленым чаем и рассказывала о Челекене, его людях, о Каспийском море, природе и обитателях Красноводского заповедника, где нам предстояло еще побывать.

На море Хвалынском. Часть первая
Подводная охота на Каспии. Фото Юрия Петухова.

С давних пор этот регион привлекал к себе внимание и просвещенных исследователей, и купцов, и завоевателей. По мнению ученых, сотни миллионов лет назад бассейн Каспия находился на той территории, где сейчас располагаются горные хребты Кавказа, Альп и Гималаев. А за несколько миллионов лет до нашей эры многое изменилось. Бассейны Черного и Каспийского морей изолировались друг от друга…

Любопытна история происхождения названия этого моря. «Каспийским» его впервые назвал Геродот. А в ходу были и другие гидронимы Море объявляли Восточным, Гирканским (Ирканским), Албанским, Бурным, Джурданским, Хазарским, Хвалынским, Хоросанским, Сарайским, Табаристанским, Туркменским, Гилянским, Туркменским и так далее. Вообще Каспий за прошедшие столетия успел получить около 60 названий…

Страсть к путешествиям забросила нас с Рейном на полуостров Челекен. Он расположен в средней части восточного побережья. В этой части много островов. Наиболее крупный из них — Огурчинский, который туркмены называют Айдак. Тюлений банк то исчезает, то вновь появляется, смотря по направлению и продолжительности ветров. Это место и северная оконечность Огурчинского привлекают бесчисленное множество ластоногих.

Островом был и Челекен, уже в наши дни он соединился с сушей. Об этом мне рассказал работник предприятия «Сланцехим» Иван Николаевич Серебряков, когда узнал, что я собираюсь побывать в тех местах. Собеседник сообщил, что в молодости (еще в тридцатые годы ХХ века), на машинах вброд с товарищами перебирался на остров в поисках пресной воды и нефти.

За исключением небольшого пространства на севере Челекен пустынен. Лишь нефтяные вышки и качалки-насосы возвышаются во множестве, да паутина трубопроводов оплела поверхность. Почва на полуострове солонцеватая и носит признаки постоянно убывающего моря.

Когда-то в здешних водах обитало много рыбы. Значительная часть местного населения занималась ловом. Центром промыслов был аул Кара-Гель (в переводе — «Черное озеро»), расположенный поблизости от одноименного водоема. Каспий постепенно мельчал и местным жителям становилось все труднее рассчитывать на хороший улов. Зато на Челекене бурно развивалась промышленность, для которой требовалось много рабочих рук. Постепенно на полуострове вырос целый город нефтяников и химиков…

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Юрий Петухов, г. Таллин. Фото автора

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий