Выбор гончих. Часть четвертая

У слабоногой гончей, упирающейся при ходьбе на пятки, когти отрастают длинными и прямыми, тогда как у гончей с хорошей лапой они коротки, загнуты и толсты, так как отрастающий ноготь стирается на ходьбе. Правда, зимой, когда гончая ходит по снегу, ноготь у нее отрастает, но и в таком виде он правильно загнут и к концу острый, а не прямой и плоский, как у той гончей, которая ходит на пятках с растопыренными пальцами. Весь вообще склад гончей должен быть сухой, в особенности голова и ноги.

Выбор гончих. Часть четвертая
Kostromskaya_gonchaya_Buben@WIKIMEDIA.ORG

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — В № 4 (143), № 5 (144), № 6 (145).

Необходимо заметить, что очень многими сухость склада считается признаком паратости, а сырость — пешести, так что некоторые, желая назвать гончую «пешей», употребляют слово «сырая». Понятие это совершенно ошибочно, так как сырого склада могут быть безразлично и паратые, и пешие гончие, так же как и сухого, но «сырая» гончая, и пешая, и паратая, всегда стомчива, а «сухая» — вынослива.

Но сухость склада гончей дорога лишь при хорошо развитых, крепких на ощупь и рельефных мускулах, а сухость при бедности мускулов и их вялости должна всегда браковаться…

Выбор гончих по наружным признакам может быть только приблизительно верен; признаки эти указывают лишь на некоторые верные качества; так по ним можно почти верно определить, сильна ли и вынослива ли гончая, парата ли она или пеша, но остальные полевые качества наружные признаки указывают только условно, то есть что от гончей с такими-то признаками вернее ожидать таких, а не иных качеств.

Сохранение и развитие этих необходимых, первостепенной важности качеств гончей обусловливается не только ее породой и ладами, но и ее правильным воспитанием и наездкой или нахаживаньем.

Чутьистость, мастерство, полазистость, степень вязкости, свальчивость голоса, позывистость и вежливость — все эти качества неразрывно связаны в своем развитии с манерой воспитания и наездки, так как превосходных по природе гончих можно совершенно испортить еще смолоду и сделать из них собак, не годных для охоты, гончих лишь по наружности.

При осмотре гончих нельзя узнать, насколько правильно они воспитаны и пущены в работу, а потому, приобретая незнакомых, основываться исключительно на наружном осмотре можно только в том случае, когда почему-либо нельзя испытать гончих в поле.

Ловкость барышников

В особенности следует избегать приобретать гончих по наружному осмотру людям неопытным, ибо у них обыкновенно «разбегаются глаза», и они обращают внимание вовсе не на те признаки, на которые следует; гораздо надежнее попробовать гончих в деле.

К тому же одно другому нисколько не мешает, и как не следует пренебрегать наружными признаками, так не следует пренебрегать и пробой, если она представляется возможной; то и другое взаимно дополняет выбор, и если выбрать по наружными признакам и те же гончие будут удовлетворительны с пробы, то ошибка может случиться крайне редко.

Но и с пробы надо выбирать умеючи; прежде всего, следует отдать себе отчет, с какими качествами желаешь иметь гончих, а потом производить пробу толком, обращая главным образом внимание на то, обладают ли испытываемые этими желательными качествами.

У молодого или неопытного охотника и на пробе нередко если не «глаза разбегаются», то приходят в беспорядок многие чувства, и в результате не действует наблюдательность, что делает пробу неосновательной. Многие, отправясь пробовать гончих, увлекаются охотой, а коль скоро является увлечение, на гончих обращается недостаточно внимания — его хватает лишь настолько, насколько требует того охота, а не проба.

Увлечением покупателя охотой пользуются ловкие продавцы собак, и, умея ловко втравить покупателя в охоту, подхваливая гончих, когда видят, что покупатель доволен охотой, они сбывают за хорошие деньги плохих собак, с которыми купивший охотится потом весьма неуспешно и сам дивится, где у него были глаза и уши во время пробы.

Так как не каждый охотник знает, на что именно надо обращать внимание на пробе гончих, а в особенности не обладает этим знанием тот, кто еще плохо знает вообще гончих и охоту с ними, то я и желаю помочь этим последним моей статьей; по всей вероятности, она не придется по вкусу иным собачьим торговцам, но делать нечего: на всех не угодишь, думаю, что лучше принести некоторую пользу действительным охотникам, чем тем, которые, прикрываясь этим почетным именем, в действительности в своих наклонностях и действиях немногим отличаются от… героев конных ярмарок, сиречь «потомков фараонов»…

Да не подумает, однако, читатель, что я имею предубеждение против торговли собаками, совершенно напротив, я искренно сожалею, что торговля эта у нас слишком мало развита и почему-то считается предосудительной.

Следствием такого понятия является полный застой в деле правильного собаководства и то, что торговля собаками, за весьма малым исключением, находится в руках таких людей, при покупке у которых надо «держать ухо востро», «не класть пальца в рот» и вообще быть также мало доверчивым, как при покупке лошадей… у «потомков фараонов» и у их русских последователей.

Впрочем, большинство современных собачьих торговцев или вернее собачьих барышников поставлена в необходимость обстоятельствами, то есть способом самой торговли, пускать в ход разные неблаговидные цыганские проделки: их собаки всегда перекупные, следовательно, мало им известные, часто сомнительного происхождения и достоинств, а сбыть необходимо, да еще с барышом; это обусловливает не правильную, честную торговлю, а торговлю другого свойства, окрещенную с давних времен русским именем «барышничества», торговлю, где главным образом играет роль не достоинство товара, а ловкость самого торговца.

Конечно, в такой торговле занимает видное место обман, ибо в среде все равно каких барышников считается доблестью купить за рубль и сбыть за десять, а достоинство товара в расчет не принимается; надо уметь при покупке, где подойдет статья, прижать, где можно, расхаить, а продавая, «лицом показать».

Если бы у нас устроились собачьи заводы на правильных, хотя и торговых основаниях, то и торговля собаками приняла бы более приличный вид; на собак ценных требовались бы аттестаты, а барышничество в том виде, в каком оно существует теперь, конечно, совсем никогда не уничтожится, но займет тогда второстепенное место и со своими плутнями и обманами сравняется в торговле собаками с местом, которое занимают… мелкие барышники в торговле лошадьми.

Каждый охотник, покупающий собаку, будет тогда знать то же правило, которое знают покупатели лошадей, именно, что хорошая, заводская собака должна иметь аттестат, а собака, его не имеющая, продающаяся у барышника, либо браковка, либо собака дешевого сорта, и будь она на вид очень хороша, но цена ей все-таки невысокая…

Короткие или продолжительные испытания

Все, что я буду говорить о выборе гончих с пробы, относится исключительно к выбору для ружейной охоты, а о выборе для охоты псовой я говорить не стану — на том основании, что не совсем понимаю современных требований господ псовых охотников.

Взгляд псовых охотников на гончих так изменился за короткое время, что как-то странно и слышать некоторые суждения; желая похвалить гончих, приводят примеры, которые совсем еще не так давно очень мало или совсем ничего не значили; так один псовый охотник недавно узрел особенную паратость и нестомчивость гончих в том, что стая сгоняет четырех волков в три часа времени в оцепленном народом острове, оцепленном настолько основательно, что волки «не пошли» из острова.

Скоро, вероятно, будут измерять паратость гончих травлей волков в загородке, удобнее всего на псарном дворе. В былое время такая охота, как та, о которой идет речь, приводилась бы как доказательство злобности гончих, а их паратость пришлось бы еще попытать на вольном волке, не загороженном народом, хотя бы и одном переярке…

Испытание или проба гончих может быть короткая или продолжительная; первая ограничивается одним днем, вторая — тремя сутками, считая с утра первого дня охоты. Более трехсуточного наблюдения над гончими не требуется; за это время их можно узнать и оценить вполне.

Продолжительная проба всегда предпочтительнее короткой, на которой требуются со стороны покупателя гораздо большая и быстрая наблюдательность и отчетливое знание тех моментов, во время которых гончая узнается.

На продолжительной пробе пороки гончих заметит почти всегда и неопытный охотник, ибо они выступят особенно на вид и сами себя покажут; следует только не увлекаться охотой, а зорко наблюдать за гончими.

Что необходимо безразлично и для короткой, и для продолжительной пробы — это уведомлять хозяина гончих о предполагаемой пробе по возможности заранее, всего лучше за неделю. Гончих за это время должны подготовить, как знают, до этого покупателю нет никакого дела, но всего хуже пробовать гончих невзначай, в особенности весной или летом, когда они не втянуты в работу, часто слишком жирны; в особенности это бывает весной, после зимней привольной мясной пищи.

В таком виде и хорошие гончие работают сквернейшим образом, носятся без толку и быстро зарьявают, вываливают языки, и проба оказывается невозможной.

Если же хозяин уведомлен заранее о предстоящей пробе, он дает гончим простокваши, которая их очищает, или прибавляет в корме постного масла; кроме того, он успеет и промять гончих — одним словом, сделает так, что к назначенному времени гончие подтянутся и испытание их состоится.

Осенью, хотя гончие и бывают в охотничьем теле, то есть втянуты в работу, но уведомлять хозяина заранее тоже бывает нелишне; может случится, что гончие слишком смучены (измучены. — Прим. редакции) постоянной охотой и для пробы им необходимо дать некоторый отдых.

Хороший охотник, дорожащий репутацией своих гончих, ни за что и не согласится на их пробу в неподготовленном состоянии, так как ему известно, что это верный способ их осрамить, конечно, в глазах малосмыслящих, они-то и есть обыкновенно первостепенные сплетники-звонари, а настоящий охотник с первого взгляда на гончих видит, в чем дело.

К тому же и в интересах покупателя уведомлять продавца о предстоящей пробе, так как ему лучше видеть гончих в их настоящем охотничьем виде, наблюдать их настоящую работу, ибо только в том случае и может быть их правильная оценка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Николай К., 1881 г.

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий