Выбор гончих. Часть пятая

Лучше всего пробовать гончих или ранней весной, когда снег сойдет и земля обсохнет, или осенью, начиная со второй половины августа и до глубоких снегов. Летом пробе мешает жара, так что бросать гончих можно бывает лишь с вечера и в ночь, а ночью наблюдение над ними может быть лишь неполное; конечно, и летом выдаются свежие дни, в которые гончим не жарко, но выбирать их трудно, особенно когда для пробы приходится ехать издалека.

Выбор гончих. Часть пятая
Goniec_Pomorski_wl_B.Raciborska@WIKIMEDIA.ORG

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — В № 4 (143), № 5 (144), № 6 (145) и № 7 (146).

Подбор условий для проверки

Самое же неудобное время — это зима с глубокими снегами, в котором гончие вязнут, а также голый наст, на котором зверь не оставляет царапинки, — одним словом, в глубокий снег, в особенности при сильном морозе, а также по голому насту гончих не пробуют, и этого не должен допускать ни разумный хозяин, ни требовать покупатель.

…Определенное мною время для работы гончих в сутки не может быть применимо всегда и должно в некоторых случаях значительно сбавляться. Мною указана полная нормальная работа гончих, следовательно, они должны быть предварительно втянуты; если же они с продолжительной лежки, то и для гончих старше двухгодовалого возраста надо сбавлять иногда значительно часы работы.

К сожалению, нет возможности определить точно: насколько следует сбавлять — в этом надо сообразоваться с видом гончих. Сбавлять работы приходится также гончим заморенным, ибо они слабосильны…

Причина, по которой я советую выбирать благоприятную для гона погоду, весьма проста и понятна: приобретя гончих, охотник выбирает для охоты дни удобные — следовательно, на пробе интересно видеть гончих в благоприятных условиях, когда они должны проявить все свои качества в полной силе.

Если же пробовать в погоду неудобную, то гончие вполне выказаться не могут — следовательно, не может быть правильной их оценки. Если в удобную погоду гончие работают отлично, то можно быть уверенным, что они будут удовлетворительны и в не совсем удобную; работают плохо в удобную без причины, очевидной для покупателя, он, недолго думая, должен их браковать…

Без сомнения, иногда приходится пробовать гончих и в погоду неудобную, и тогда к их работе следует относиться снисходительнее, принимая во внимание, что в благоприятную погоду они должны бы работать лучше (собственно, гнать), но такое заключение не всегда верно: на плохих, нечистокровных гончих (с примесью негончей крови) погода не так влияет, и они одинаково скверно работают и в дурную, и в хорошую.

Конечно, если гончие в дурную погоду работают хорошо, то это непременно хорошие гончие — чутьистые и мастероватые…

Вот, кажется, все подготовительные сведения, касающиеся пробы гончих; если же я что-нибудь и упустил из виду, то, вероятно, другие охотники не откажут пополнить эти пробелы; теперь перехожу к самой пробе.

Короткая проба

Проба начинается еще дома… Знаю, что гончих, которые боятся и не любят смычков, встречается вообще мало; страсть к охоте у весьма многих пересиливает это отвращение, но при выборе из совершенно незнакомых не следует упускать из виду, что возможно наткнуться и на таких, а потому не надо пренебрегать наблюдением над смычкой гончих.

Если гончие боятся смычков, чем бы эта боязнь ни выражалась, я советую их не покупать, как бы хорошо они ни гоняли, ибо этот порок…

Вместе с тем я должен заметить, что верно узнать в этом отношении гончих можно, только пройдя мимо скота с разомкнутыми гончими; некоторые на своре орут на скот, а пущенные не обращают на него внимания. У меня и в настоящее время есть осенистый выжлец, который, проходя на своре мимо овец, всегда лает и рвется; со стороны можно подумать, что, только пусти, и начнется безобразие, а пустишь или идешь мимо стада без своры — и Набат не обращает на овец никакого внимания…

Если гончих несколько смычков, то нет ничего несноснее, если они недружно идут на своре или отстают и тянутся; таким образом они путаются и замедляют ходьбу, а если смычки с растяжными ошейниками, то отставание есть нередко рассчитанный маневр: гончая вдруг упирается и вывертывается из ошейника…

Есть гончие, которые на своре неистово тянут вперед, хрипя всю дорогу; некоторые охотники это даже любят, но, во-первых, водить таких гончих несносно: одна-две настоящие сильные собаки оттянут руку до онемения, а во-вторых, большую стаю, высворенную таким образом, вести в руках невозможно: она или вырвется, или повалит самого сильного человека.

Я видел, как пять сильных гончих таскали волоком егеря, который имел глупость привязать свору к поясу, а гончие «сорвали» по встретившейся кошке; егерь получил несколько весьма чувствительных ушибов и ссадин. Пример этот я привел в назидание тем людям, которые, не видав ни разу настоящих сильных и рослых гончих, самонадеянно уверяют, что удержат на своре десяток всяких гончих, как бы дружно они ни тянули.

…Некоторые гончие приучены к розыску, когда охотник в острове; то легкий порок нахаживанья, с которым можно мириться, но на красного зверя такие гончие не совсем удобны для одиночку; с ними требуются, по крайней мере, два охотника: один — под гончими, другой должен беречь лазы, для чего нередко надо заранее торопиться на известное место. С такими гончими, впрочем, достаточно пройти остров насквозь, подвигаясь не шибко, и, если они в этом случае идут широко, им достаточно этой пассивной помощи.

Собаки с коротким поиском

Совсем иное дело, если гончие требуют помощи активной… как бы хорошо такие гончие ни гоняли на пробе, цена им — грош, и для настоящей охоты они негодны, разве по зайчикам, да и то плохому охотнику. Такие гончие с коротким поиском бывают:

1) из всех пород гончих, когда они подверглись вырождению и потеряли энергию;

2) гончие нечистокровные, с примесью негончей крови;

3) все без исключения чистокровные фоксхаунды, которых я имел, или видел, или слышал о которых от беспристрастных охотников, были с коротким поиском; нередко этот порок передается фоксхаундами и в помеси с другими породами гончих.

В местах, богатых зверем, порок короткого поиска не бывает очень заметен: причуяв след зверя, всякая гончая начинает его «стекать» и удаляется от охотника; но где зверя мало, где охота производится не по заранее подвытым волчьим выводкам или намеченным лисьим гнездам, там гончие с коротким поиском — сущее наказание: они окончательно отбивают всякую охоту, и несравненно рациональнее будет сбыть их хотя бы и посредством классической осины и завести настоящих, с которыми в тех же местах начнется музыка совсем на другой лад.

Впрочем, если полазистых гончих заморить до изнеможения, то они тоже ищут накоротке, и это следует принимать во внимание…

Но вот гончие подняли; если проба производится по зайцам, то стрелять торопиться не надо… Дав остальной стае свалиться, гончие, находящиеся на своре, подпускаются; если они бросятся к гону с голоса — это если и не настоящие пустозвоны, то весьма близко к ним подходящие…

Только в сильную жару и вязкие гончие гонят не вязко — они ищут беспрестанно воды и даже начинают ходить за охотником… но в жару гончих никто не пробует.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Николай К., 1881 г.

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий