На бесклевье…

Довольно крупный карп

За два дня до выходных мой друг Роман позвал меня на рыбалку на озеро, находившееся за тридевять земель. Там, по сведениям приятеля, хорошо клевал довольно крупный карп — редкий трофей для наших водоемов. «Таких рыбин вылавливают, каких ты в жизни не видел! — объявил Роман. — Получишь истинное удовольствие!».

Мой друг — страстный рыболов-любитель. Для него это — главное увлечение. Что касается меня, то я больше охотник, хотя рыбалку тоже ценю. Но в данном случае особого выбора не имелось.

Где искать добычу?

Ловля карпа была мне не в диковинку. Я и прежде добывал его, правда не в нашем регионе, а в южных областях европейской части страны. У нас же карпа можно было поймать в тех водоемах, которые специально зарыблялись. Это иногда делалось по распоряжению администраций районов в местах, предназначенных для массового отдыха.

Однако рыбу здесь быстро вылавливали удильщики-любители. К концу теплого сезона в водоемах оставались единичные экземпляры, которые очень редко попадались на крючок.

Конечно, карпов разводят и выращивают у нас и предприниматели, получившие в пользование озера и пруды. В них создаются условия, максимально приближенные к естественным. Здесь есть маточное поголовье и есть товарная рыба, которую периодически отлавливают.

А если популяция уменьшается, то выпускают мальков. Весной после таяния снегов эти водоемы иногда ненадолго начинают сообщаться с другими. Тогда карп появляется в соседних озерах и даже реках.

В некоторых случаях предприниматели прекращают свою работу на водоеме, не выловив всю рыбу. И туда очень быстро находят дорогу удильщики-любители. В их среде молниеносно распространяется информация о том, что на таком-то озере можно поймать довольного крупного карпа.

На один из подобных водоемов, находящийся далеко к югу, мы и собрались ехать. Погода, к счастью, стояла непривычно теплая. Лед еще не начал формироваться.

Несколько периодов в жизни рыболова

Начались обычные для выезда приготовления, которые не остались не замеченными для членов семьи и прежде всего для жены.

— Опять на рыбалку? — недовольно произнесла моя вторая половинка. — Ехал бы лучше на дачу. От работы там пользы намного больше. Твой улов никто не ест, никому он не нужен. Последние трофеи до сих пор в морозилке лежат…

Моя благоверная продолжала еще что-то говорить, а я вспомнил коллегу Женьку, с которым работал на одном из предприятий в Саратове. Приятель был страстным лещатником и при хорошем клеве вытаскивал из воды до 18 экземпляров. Мог бы поймать и больше, но возникали трудности с транспортировкой. Машины у него в то время не имелось. А везти общественным транспортом такое количество рыбы — занятие не из приятных!

Поэтому Женька установил для себя норму вылова, которую приходилось постоянно снижать. И все равно каждый раз, когда возвращался домой с добычей… встречал неласковый прием. Вот как приятель прокомментировал мне эту ситуацию. А я тогда был совсем неопытным удильщиком.

— У каждого рыболова есть три периода, — поведал Женька. — Первый стартует с того момента, когда ты только-только начинаешь приносить домой трофеи. Жена, теща и дети превозносят пойманную рыбу: какая она свежая, вкусная, ароматная…

Тебе приятно это слышать. И ты ищешь способы порадовать их еще сильнее и увеличить свой улов. Проходит немного времени, твой опыт растет, и ты все чаще возвращаешься с добычей и приносишь побольше. Но тебя встречают уже молча. Пойманную рыбу едят, но без восторга. Это второй этап.

Однако ты продолжаешь совершенствоваться и наращивать объемы лова. И вот однажды, когда возвращаешься с водоема в прекрасном настроении и не с пустыми руками, слышишь возмущенную речь жены: «Зачем ты притащил свою рыбу?! Ее никто уже не ест! Она никому не нравится, лежит в холодильнике и портится. Тратил бы время на что-нибудь полезное!». Это третий этап, — завершил Женька свой горестный монолог.

Если бы приятель знал, на что способны жены некоторых удильщиков, он не ограничился бы тремя этапами. Недавно сосед по даче пожаловался мне на то, что его после рыбалки суженая просто не пустила домой с пойманными трофеями. «Иди в гараж и работай там со своим уловом! — указала строгая женщина. — Нечего мне разводить грязь в квартире!».

Я думаю, что такое событие вполне можно было бы отнести к четвертому этапу в жизни большинства рыболовов. Но лично у меня подобных стадий не было. Просто однажды, когда собирался на выезд то ли на охоту, то ли на рыбалку, жена сразу предупредила:

— Ты всяких там уток и зайцев домой не носи! От них одна грязь. Рыбу тоже не притаскивай. После чистки чешуя от нее на кухне до потолка! Возись с ними на даче. А для готовки лучше курицу купить.

С тех пор я не стараюсь добывать большое количество дичи и ловить много рыбы…

Во время сборов для поездки на водоем с карпами мне вспомнился способ приготовления насадки, освоенный еще при социализме. Опытом со мной тогда поделился один из рыболовов на Волге — возле Саратова. Мы с соседом Мишкой просидели весь вечер на небольшом озере. Карп у нас совсем не клевал! Казалось, что его вовсе нет в этом месте.

Но на закате солнца пришел парень с самодельной удочкой, сел за кустом неподалеку от нас и забросил снасть прямо через ветви. Не прошло и минуты, как у молодого человека последовала поклевка. Он вытащил карпика граммов на 100-150. Еще через минутку поймал второго примерно такого же, а затем третьего.

Мишка не удержался, подошел к нашему новому соседу и поинтересовался, на что тот ловит. Парень оказался добрым человеком и с готовностью продиктовал нам свой рецепт, а также дал каждому по кусочку готовой насадки. Благодаря этому мы быстро поймали по паре небольших карпов и вернулись с рыбалки не с пустыми руками.

А уже на следующий день самостоятельно приготовили такую насадку и пошли на берег. У каждого из нас было по две удочки. Но вскоре я и Мишка отложили по одной из них в сторону. Мелкий карп клевал великолепно. Времени на использование второй удочки у нас не оставалось.

Вот какой рецепт дал нам парень. Нужны две вареные картофелины средней величины и пара куриных яиц. Также требуется половина буханки черного хлеба. Плюс необходимо добавить две горсти подсолнечного жмыха. Все это следует перемешивать до тех пор, пока компоненты не превратятся в однородную массу.

Иногда я не мог найти жмых и заменял его панировочными сухарями. В результате насадка получалась более рыхлой и быстро размокала. Но при хорошем клеве рыба успевала найти угощение и попасться на крючок.

В настоящее же время все, что требуется для этой приманки, можно легко купить или приготовить. Сомнения возникли только по поводу черного хлеба. Сейчас его делают в основном не так, как выпекали при социализме. Так что мне пришлось долго искать нужный образец по всем магазинам — рассматривать, нюхать, пытаться определить консистенцию. Но, в конце концов, удалось купить нечто, что походило бы на черный хлеб прежних времен.

Перемешав все компоненты и доведя насадку до твердости оконной замазки, я положил ее в холодильник на хранение. Здесь она могла оставаться довольно долго и не портиться…

Прогулка на местности

Вот, наконец, наступила пятница. Еще днем мы двинулись к заветной цели. Ехать пришлось по меньшей мере 150 километров. Асфальтированную трассу машина проскочила быстро. Но лесные и полевые дороги заметно снизили нашу скорость. К намеченному озеру мы подъехали поздно вечером. Солнца уже не было видно. Либо его заслонили тучи, либо оно просто скрылось за горизонтом.

Мы распаковали вещи, собрали палатку и наскоро перекусили бутербродами, которые запили чаем из термоса. Ромка взял удочку и решил попытать счастья. Я, пользуясь тем, что было еще достаточно светло, отправился осмотреть место.

Озеро, на которое мы приехали, видимо когда-то было старицей реки и могло соединяться с ней в весеннее половодье. А потом какой-то предприимчивый человек поставил плотину на обмелевшей части русла. Озеро перестало сообщаться с рекой, превратившись в пруд. В длину он был около километра, а в ширину в отдельных местах — в десять раз меньше.

Неподалеку от плотины начинался маленький заливчик, поросший болотной травой. Вода в нем была едва заметна. Заливчик тянулся примерно на полкилометра с неизменной шириной. Затем она мало-помалу увеличивалась, но незначительно. Потом заливчик продолжался старицей шириной до 50 метров и длиной до 200.

Водоем прерывался довольно высоким участком суши, который отгораживал его от реки. Преодолев эту плотину, я очутился на берегу. Посмотрев немного на движущуюся воду, вернулся назад — к нашему лагерю. Было уже темно.

Ночевка на холоде

К моему возвращению с прогулки Ромка успел собрать немного хвороста, разжечь костер и поставить на огонь наш походный чайник. Проверка удачи дала нулевой результат. Напарник провел у воды 20 минут, и за это время ни одна рыбина не польстилась на его насадку. Мы немного погрелись у костра, наглотались дыма, напились горячего чая и легли спать.

Я устроился на ночлег в палатке, Ромка — в своей машине. До этой поездки у него была отечественная машина — «Жигули» одиннадцатой модели. В ней салон при необходимости легко превращался в маленькую уютную спальню, рассчитанную на пару человек.

Сейчас у Ромки иномарка — джип с каким-то двойным, трудно запоминающимся названием. В этом автомобиле тоже можно привести в горизонтальное положение задние сиденья, но лично мне на них спать неудобно. Так что я предпочел взять с собой палатку.

Среди ночи неожиданно проснулся. Было очень холодно. Ромка тоже не спал — завел мотор машины и включил отопитель. Я забрался в салон, и мы перебросились всего парой фраз: разговаривать не хотелось. Меня окутала волна тепла. Вскоре я почувствовал, что достаточно согрелся, взял из машины свой рюкзак и ушел обратно в палатку. Там переоделся в более теплые брюки и куртку и опять лег спать. Остальная часть ночи прошла быстро и незаметно.

Утром на рассвете мы проснулись, включили портативную газовую плиту, поставили на нее чайник. Пока вода закипала, стали готовить снасти. Попив чаю и пожевав бутерброды, пошли ловить карпа.

Кто ввел в заблуждение удильщиков?

Я на один крючок нацепил червя, на второй — свою насадку. Так же оснастил и донку. Ромка мой рецепт не признал и в качестве наживки на оба крючка выбрал червей. Стали ждать клева.

Солнце еще окончательно не взошло, но было уже светло, когда мы поняли, что выбранное нами место пользуется большой популярностью и у других рыболовов. К берегу стали подъезжать машины. Из них выходили люди, разматывали удочки и располагались поблизости. Некоторые устраивались относительно недалеко, а кое-кто — совсем рядом с нами. За короткое время нашими соседями стало еще шесть или семь рыболовов.

Не клевало. Карп как будто услышал шум подъехавших автомобилей и, поняв, что ничего хорошего для себя ожидать не может, затаился… Прошло примерно с полчаса, и ничего не менялось. Утро было пасмурным. Солнце поднялось повыше, но скрылось за облаками. Появился легкий ветерок, а с ним и небольшая рябь на озере. Меня тянуло в сон.

Неожиданно все наши соседи стали дружно хватать удилища и подсекать клюнувшую рыбу! Но никому из них не удалось вытащить трофей. Я бросил взгляд на свои снасти. Поплавок удочки был на месте. А вот на донке леска оказалась натянута до предела. Схватившись за нее, понял, что произошло.

Незадолго до этого я, устав смотреть на поплавок, переместил взгляд вдаль. А колокольчик для донки, как всегда, по оплошности оставил дома. Сигнализировать о поклевке должен был самодельный маятник. Когда рыбина ухватила приманку, он не подвел и отреагировал как надо — качнулся в сторону. Только я в этот момент смотрел в другую сторону и ничего не увидел. А дублирующего звукового сигнала не имелось.

Леска была прочно прикреплена к колышку, который я воткнул в землю так, что сам мог бы выдернуть только с трудом. Клюнувший карп попытался уйти и рванулся к берегу. Однако рыбину не пустила натянувшаяся леска. Она стала задевать и топить поплавки соседей, которые решили, что у них наконец-то заклевало.

Разобравшись в этой ситуации, я принялся вытаскивать рыбу. По силе ее сопротивления понял, что речь идет не о самом крупном трофее в истории. Извлеченный из воды карп потянул примерно на 800 граммов. Это выяснилось позднее при взвешивании. А соседям я к тому времени уже успел объявить, что поймал полуторакилограммовую рыбину. Свою добычу поместил в садок.

Осмотрел донку. Насадки не было на обоих крючках, поэтому не представлялось возможным точно определить, на что именно клюнул довольно крупный карп. Но я все же решил, что он попался на тесто.

Проделка обитателя озера

Опять потянулись минуты томительного ожидания. Моим ближайшим соседом был парень лет тридцати. Он пытался ловить рыбу на бамбуковую удочку. Молодой человек поинтересовался моей насадкой. Я дал ему кусочек на пробу. Парень прицепил тесто на один из двух крючков на своей удочке. Но быстрого результата не последовало. Рыба не хотела клевать.

По всей вероятности, мой сосед тоже отвлекся и задумался, уставившись вдаль. В этот момент кто-то из обитателей озера так мощно дернул за крючок, что бамбуковое удилище сразу оказалось в воде. Парень попытался его вытащить, но не тут-то было! Невидимый подводный житель рванул удилище с такой силой, что оно скрылось с поверхности.

Это событие внесло оживленность в среду рыбаков. Кто-то улыбнулся, раздался легкий смешок над неудачливым товарищем. Послышались и утешительные слова. Парень вернулся на свое место и продолжил ловить рыбу запасной удочкой… А у остальных все так же не клевало. Вскоре у другого берега озера из-под воды вынырнул какой-то предмет. Наиболее зоркие рыбаки распознали в нем удочку, которую утащил подводный житель.

Парень, лишившийся своей снасти, попросил приглядеть за его вещами и пошел возвращать пропажу. Он обошел озеро по берегу, вошел в воду и схватил удилище. Через некоторое время вернулся назад и рассказал подробности. Оказывается, неизвестная рыбина оборвала поводок. Только поэтому удочка всплыла.

Борьба с невидимым силачом

Посидев еще немного, я решил попытать счастье в другом месте. Проходя мимо старицы, размотал удочку, нацепил червя и тесто и забросил снасть в воду. Прождал минут пять. Поплавок не шевелился. Я ненадолго отошел. Когда вернулся, увидел, что удочка остается на месте, а поплавок мечется по воде по маршруту, напоминавшему броуновское движение частиц!

Я подсек и натянул леску. С тем же успехом мог тащить удочкой из воды бревнышко, которое в известной сцене пытались унести знаменитый артист Юрий Никулин и его напарник. Невидимый обитатель озера, не особо напрягаясь, вел меня на буксире вдоль берега. Пытаясь измотать силы противника, я послушно шел следом. В руках держал удочку с натянутой как струна леской.

Пройдя метров 20, я определил, что путь закончен. Впереди был заливчик, который мне пришлось бы преодолеть во всей одежде, чтобы продолжить борьбу. Но это совсем не соответствовало моим желаниям. Я остановился и потянул снасть на себя изо всех сил!

На какой-то момент мне показалось, что добычу удалось остановить. Но это было ложное ощущение. Подводный житель рванул в свою сторону, и леска издала звук «тинь!» и сразу вылетела из воды. Я внимательно осмотрел снасть. Поводок из импортной нити остался цел. А вот отечественный крючок восстановлению уже не подлежал. Он превратился в чуть-чуть изогнутую проволоку с шипом на конце.

Пришлось поменять испорченный крючок на новый. А второй остался невредим. Подготовив снасть, я сделал заброс в станицу. Подождал с полчаса, однако никаких поклевок не было. Смотав леску, продолжил путь к реке.

Любопытные картины на берегу

Я нашел участок, где с моей стороны была песчаная отмель шириной около 40 метров. Она вдавалась в реку до ее середины. Из-за этого течение между отмелью и берегом было очень быстрым. А сам этот участок суши выглядел хоть и высоким, но разрушаемым водой.

У начала подмываемого сектора берега какой-то зверь вырыл нору. Вход в нее, скорее всего, полностью заливало весной во время таяния льда и снега. А сейчас лаз был наполовину в воде. Верхняя его часть, как арка, возвышалась над поверхностью.

В конце высокой части берега вода подмыла и повалила в реку дерево, ветви которого собрали кучу всякого мусора из коры, сучков, стеблей растений и др. Несколько пустых полиэтиленовых бутылок украшало эту «свалку». До моего прихода на куче сидели вороны, а на кустах и на берегу — сороки. Мое появление вызвало у них переполох, но, так как я не проявил никакой агрессивности, очень скоро птицы успокоились.

За отмелью у берега был небольшой омут. Несколько воткнутых в землю самодельных подставок для удилищ свидетельствовали о том, что рыбу здесь ловили. Но сегодня и тут не клевало!

Вдруг мое внимание привлекла выбравшаяся из норы ондатра. Она проплыла по течению несколько метров, вышла на берег и стала прихорашиваться. Сколько-то минут зверек вылизывал на себе шерсть и тер лапками мордочку. Затем мускусная крыса поплыла против течения мимо своей норы. Преодолев несколько метров, опять выбралась на берег и занялась какими-то своими делами.

Неожиданно среди птиц снова возник переполох. Тревожно застрекотали сороки и по-особенному закаркали вороны. Часть птиц переместилась на верхние сучья деревьев. Вороны с берега перелетели на кучу мусора и ветки упавшего в воду дерева. Все повернули головы в одну сторону и смотрели в одну точку. Вскоре из травы на берег вышел небольшой черный, как смоль, зверек. Для норки он был чересчур крупным, для куницы — слишком малым.

Животное пробежало на берег и начало принюхиваться. Особое внимание оно уделило тому месту, где только что сидела ондатра. Немного поводив носом, черный зверек определил, где находится нора, и двинулся к ней. Никто ему не препятствовал, и он свободно проник внутрь. И быстро вернулся обратно: очевидно, в убежище ничего интересного не было.

В мире животных

Увидев, что на куче мусора сидят несколько ворон, черный зверек прыгнул в воду и поплыл к ним. Птицы, каркая, быстро перелетели на ветки близлежащих кустов. Заметив этот маневр, их противник развернулся и выбрался на сушу. Он еще некоторое время пугал пернатых своими перемещениями, а затем ушел совсем.

Вороны проводили его взглядами, вытянув в ту сторону шеи. Убедившись, что черный хищник ушел совсем, птицы опять занялись своими делами. Вскоре вернулась и ондатра. Принюхавшись, она сошла в воду и поплыла к норе и проверила, что там никого нет.

Наблюдая эту картину, я задумался о возможных последствиях встречи этих двух зверьков. Мускусная крыса казалась довольно крупным созданием по сравнению со своими собратьями, которых мне прежде доводилось видеть. При этом она была вдвое толще, чем черный зверек.

Однако тот превосходил ондатру длиной — по меньшей мере в два раза. Шанс спастись в стычке у мускусной крысы имелся. Если бы встреча произошла на берегу, ондатра могла бы утащить хищника в воду.

За этими размышлениями меня и застал Роман, который, устав от бесплодных ожиданий поклевки карпа, взял спиннинг и пошел по моим следам. На реке напарник неоднократно забрасывал блесну в реку, но безрезультатно.

— Что же ты ружье с собой не взял? — спросил меня Роман. — Представляешь, какая могла быть добыча?!

— Конечно! — отметил я. — У меня были все шансы подстрелить обоих зверьков. Но не имелось разрешения на их добычу. Да и какой в этом смысл? Насколько я тебя знаю, ты не стал бы кушать мясо ондатры. Шкурки выделывать мы не умеем оба. А убивать ради удовольствия — не мой принцип. Пусть живут!

— Ладно… — согласился с моими доводами Роман. — Я за тобой пришел вообще-то. Собирайся! Надо закругляться с этой рыбалкой! А то уже дождь начинается!

Момент позитива

В правдивости последнего замечания приятеля я и сам убедился. Но уходить не хотелось. Не так уж и часто мы выбираемся на водоемы. После этой вылазки придется ждать недели две, а может, и больше. Но, раз пришло время, значит, пора возвращаться. Смотав удочки, мы двинулись к джипу.

Пока топали к автомобилю, дождь все усиливался. Когда добрались до места, остальные рыбаки уже свернулись и поспешно грузились в свои машины. Мы тоже быстро забросили вещи и влезли в салон. И только завели двигатель, как сильный дождь превратился в настоящий ливень. Мокрые и усталые, мы поехали домой.

— Да-а-а! — задумчиво произнес Ромка. — Сегодня у нас прямо полное бесклевье.

— Ага. Абсолютное во всех направлениях, — согласился я с приятелем.

Однако трофей от этой рыбалки у меня все же остался. Пусть и не гигантский, но довольно крупный карп. И такая добыча окрашивала позитивом впечатления от нашей поездки.