Когда кусают змеи?

Когда кусают змеи?

При слове «змея» в голове большинства людей возникает образ чего-то длинного, извивающегося, холодного и смертельно опасного. Трудно найти другую группу животных, которые вызывали бы у людей такую своеобразную реакцию, такие неповторимые эмоции, как змеи. Подобное отношение к змеям уходит корнями в далекое прошлое. Наши предки (да и мы теперь) трепетали в ужасе перед увиденной загадкой природы, которую олицетворяли собой змеи. Это и необычное строение, и оригинальное передвижение, и, наконец, «сверхъестественная» сила змеиного яда. Не случайно древние греки, создавая самый чудовищный в своей мифологии образ Медузы Горгоны, наградили ее страшным и отвратительным атрибутом – извивающимися на голове змеями вместо волос.

Но в некоторых странах люди преклонялись и преклоняются перед змеями, считают их мудрыми, обладающими необыкновенной силой. Неспроста со змеей изображались бог врачевания Асклепий, богиня здоровья Гигия. И уж совсем не случайно змея, обвивающая чашу и дающая яд, – символ современной медицины.
Страх перед змеями испытывают не только люди. Самые наши ближайшие родственники – обезьяны, даже те из них, что были выращены в неволе и змей в жизни своей не видели, при показе им фотографий со змеями, начинают визжать от ужаса и искать спасения где-нибудь повыше. Но это обезьяны… А как реагируют на змей другие братья наши меньшие?

Несмотря на то, что змеи наделены от природы столь мощным ядовитым аппаратом, они сами нередко оказываются жертвами. Кто не помнит знаменитого Рикки-Тикки-Тави – героя сказок Киплинга о храбром мангусте? Эти маленькие бесстрашные бойцы решительно вступают в схватку с самыми крупными змеями, хотя яд последних для них смертелен. Мангусты хорошо знают повадки и слабые стороны противника. Именно это, да еще острые зубы и ловкость позволяют им часто одерживать победы над грозным противником.

Поедают змей ежи, горностаи, хорьки, барсуки, лисы, а также многие птицы – журавли, аисты, крупные хищные птицы. Эти животные очень ловко предупреждают укусы гадюки, не давая им вонзить ядовитые зубы в мягкие ткани. При этом каждый вид животного выработал свою тактику охоты на змей.

Так еж нападает на змею напористо и смело, прикрыв голову поднятыми иголками. Защищаясь, змея сильно ранит себе голову о колючие иглы, и сражение обычно заканчивается перегрызанием гадючьего хребта, после того как змея в бессильной ярости, кусая иглы, израсходует яд. Но бывают и неудачи, укус гадюки, попавший в цель – губит ежа. Брем так описал состояние ежа, укушенного гадюкой в морду: «Он стал тереть себе мордочку передними лапами, хрюкал, чавкал и, наконец, свернулся в клубок, глубоко и тяжело дыша и по временам сильно вздрагивая. Развернулся он только через час, и мордочка его оказалась сильно припухшей. Он жадно пил молоко и совсем не топорщил игл, когда его трогали. Еще через час он вылакал блюдце молока, свернулся в клубок, а через час умер в непрерывных судорогах».

Птицы расправляются со змеей либо точным ударом клюва в голову змеи, либо живьем поднимая змей в воздух, и кидают на землю с большой высоты, после чего приступают к «безопасному» блюду. Барсук, хотя и мешковат и на первый взгляд неуклюж, тоже не прочь полакомиться подвернувшейся под лапу змеей. Ползет змея, а рядом топает серый толстяк. Шмыгнет змея под трухлявый пень, а барсук ударит его лапой. Змея свернулась кольцом, вот-вот сделает выпад и укусит зверя. Но барсук ударит ее своими когтищами, да с таким расчетом, чтобы не укусила его. Потом схватит ее в зубы, да с такой силой трепанет, что змея как плеть повиснет. Остается только приступить к сытному обеду.

Лисы и койоты при разборках со змеями применяют хитроумную тактику, в точности соответствующую наследственной программе. «Змея свернулась в аккуратное кольцо, готовясь дать отпор. Голова ее все время поворачивалась в сторону лисенка, а он трусит по кругу. Остановится, посмотрит и трусит дальше. Вот совсем остановился, потянулся носом к шипящей змее. Ближе, ближе, непозволительно близко. Змея выбросила голову вперед, но лисенок уже взвился прыжком на пол метра в воздух. Маневр повторялся снова и снова. Бег по кругу, приближение, выпад гадюки, промах. Этот заколдованный круг явно утомил змею, и улучив минуту, она двинулась к воде, надеясь найти там спасение. Тут-то и наступило торжество лисьей тактики. Быстрым, легким, предельно осторожным и точным движением, лиса вонзила зубы в змею и та взлетела в воздух с кровавыми ранами на своей красивой коже. Снова и снова гадюка пыталась уйти, снова и снова острые зубы впивались в нее. Силы покинули змею, и вот уже все было кончено. Точно выполнив наследственную программу (все лисы совершенно одинаково убивают змей), лисенок победил» (Ян Лин-бланд). После этого гадюка с удовольствием была съедена лисенком. В пищеварительном тракте яд уже не представляет опасности, так как быстро разрушается, теряя токсичность под воздействием желудочного сока.

К сожалению, наши верные друзья собаки или не имеют наследственной программы по уничтожению змей, или давно ее утратили. Во всяком случае, в большинстве своем, при виде змеи собаки не испытывают ни страха, ни осторожности, а может только любопытство, за что нередко расплачиваются жизнью. Возможно, в местах, где змей много, а укушенным ими собакам удалось выжить, у них и вырабатывается иммунитет, но приобрести навыки борьбы со змеями, чтобы не быть укушенными, им не удается.

В подтверждении этого хочется привести выдержку из книги известного змеелова А. Недялкова, в которой описан случай, когда собака совершенно не страдала от укусов змей, даже при укусе в морду. «Пес скреб землю все ближе и ближе к кочке. Из-под сухой травы, что свисала с кочки, вдруг показалась голова гадюки. Пес отскочил назад, но продолжал скрести землю и лаять. Змея выскользнула из-под травы, и мгновенно оказалась на самой вершине кочки. Тут она подобрала хвост под туловище, свилась в тугой клубок, приподняла голову и замерла. Продолжая лаять, Урал потянулся к кочке. Тон лая стал на октаву выше. У змеи раздувались бока. Голова собаки была рядом с кочкой. Лай перешел в визг. Змея сжалась. Собака рванула вперед. Навстречу ей блеснула лента гадючьего тела. Змея впилась псу в морду чуть выше левого глаза. Урал отчаянно взвизгнул, лязгнул челюстями и тряхнул головой. Нам под ноги отлетел извивающийся гадючий хвост, а рядом шлепнулась на землю голова с частью туловища. Пасть змеи была широко открыта. На верхней челюсти торчали ядовитые зубы. Урал отошел в сторону и поскуливая, стал тереть лапой морду. Над левой бровью у собаки выступила кровь. Хозяин подошел к Уралу и погладил его. Пес заскулил и потерся головой о ногу хозяина. Егерь взял Урала на поводок и сказал: «Представление окончено, пошли до дому».

Змееловы поинтересовались, не заболеет ли при этом собака, и как она это переносит. – А никак. Оближется собака и все тут. Даже не пухнет. Раньше опухал, а теперь не стал, видать привык». В дальнейшем этот пес не раз помогал змееловам обнаруживать змей. Но если вовремя не успевали взять его на поводок, он неизменно рвал змею и при этом получал укус. Обнаружить змею Урал мог только в жару, по росе, рано утром у него ничего не получалось, так как гадюки не издавали запаха.

Но такой счастливый конец бывает далеко не всегда. Чаще собаки тяжело переносят укус змей, особенно в летнюю жару, когда яд особенно токсичен. Бывают случаи и с летальным исходом. Но как считают специалисты, для смертельно опасного укуса нужно совпадение многих факторов, что случается довольно редко.
Чтобы уберечь своего четвероногого друга от опасности, неплохо бы узнать немного о жизни змей. Когда и где они чаще встречаются, почему кусают.
На территории бывшего Советского Союза встречается 56 видов змей, но только десять из них ядовиты. В средней полосе России из ядовитых змей, по счастью, обитает только одна – гадюка обыкновенная. Общий фон окраса гадюки может быть серый, голубой, бурый, рыжий, коричневый, зеленоватый с самыми разными оттенками, а также чисто черный. Кроме черных экземпляров у всех гадюк на спине идет зигзагообразный узор.

Первых вышедших из зимовки змей можно встретить на проталинах уже в конце марта – начале апреля. Вокруг еще много снега, температура воздуха в полдень не поднимается выше 10°, а поверхность почвы на проталинах прогревается уже до 20°, и змеи используют каждую погожую минутку. До мая змеи держатся вблизи зимовочных укрытий, образуя плотные скопления. В это время они, как правило, не представляют опасности. И не только потому, что не могут укусить, хотя движения охлажденных змей медлительные и неуверенные, просто люди в это время в лесу почти не бывают и змей не тревожат.

Распашка пойменных и лесных участков под сельскохозяйственные культуры и выпасы, торфоразработки, строительство дачных поселков, приводит к уничтожению мест обитания змей. Гадюки очень привержены к местам своего обитания. Пойманные и увезенные за несколько километров от своих родных мест гадюки все равно ползут домой. Этим объясняется то, что в поселках построенных на бывших болотах – вотчинах змей, они настырно продолжают собираться на зимовки. Страдают от этого и люди, и змеи. Нам неоднократно приходилось выезжать в такие поселки на отлов змей, которых приходилось переселять за многие километры от обжитых мест. И надо отметить, что далеко не все они там прижились. Это только кажется, что взял животное, перекинул его в другое похожее место (а мо­жет и лучшее, на наш взгляд) – и готово: животное начнет там жить и радоваться. Но это совсем не так. Многие животные, выпущенные в новые места обитания, так и не приживаются.
Летом в средней полосе России гадюк можно встретить на лесных полянах, окраинах верховых болот, вырубках, поселках, на лугах и опушках леса. По берегам каналов, рек и прудов. Змеи придерживаются мест хорошо освещенных и прогреваемых. В солнечный день их можно встретить уже в 6–7 часов утра на местах, освещенных восходящим солнцем. В полдень, когда температура воздуха прибли­жается к максимуму, гадюки скрываются и появляются на поверхности уже после 15 часов.

В это время змеи хорошо прогреты и представляют серьезную опасность. Только не верьте, что змеи якобы могут преследовать убегающего от них человека и не успокоятся, пока не укусят его. Не принимают они и форму колеса, чтобы катиться, ускоряя тем самым погоню. Не умеют змеи и гипнотизировать человека, расправляясь с ним потом.

Нет, при виде человека или животного, гадюка, прежде всего, пытается скрыться, но если ее преследуют, она обороняется. Сжавшись в комок, с шипением выбрасывает голову в сторону преследователя. Однако и в этом случае гадюка пытается скрыться в первом попавшемся убежище. Если гадюку продолжать преследовать и дальше, она может стать опасной (но ведь и загнанная в угол собака вряд ли останется доброй и ласковой). Змея то сжимается в комок, то молниеносно расправляется. При этом пытается приблизиться к человеку или к животному, чтобы укусить. Ядовитые зубы змеи имеют трубчатое строение и достигают в длину полсантиметра. Такие зубы, если бы они сидели неподвижно, не позволяли бы гадюке закрыть рот. У змей имеется прекрасный природный механизм, благодаря которому они складывают зубы, как лезвия перочинного ножа, прижимая их к небу. При укусе зубы выдвигаются вперед, происходит это вместе с широким раскрыванием пасти. Ядовитые зубы гадюки способны к замещению при травмах, обламывании и при естественном периодическом выпадении. После укуса гадюки остается ранка из двух точек. А если вырос зуб заместитель, а основной еще не выпал, получается трех или четырех точечная ранка.

Когда же гадюка кусает человека или животное? Прежде всего, змея кусает случайно наступившего или прижавшего ее. Если это происходит неожиданно и змея пугается и не успевает ни предупредить врага, ни уползти от него. Не боятся гадюки движущихся предметов, если те не делают резких движений. Наверно змеи просто не замечают их, ведь зрение у гадюки неважное. Окрас гадюки позволяет им слиться с окружающей обстановкой. Ни человек, ни животное не замечают неподвижно лежащую змею и приближаются к ней. Змея вдруг неожиданно для себя самой замечает опасность, пугается и прибегает к самозащите – кусает незваного гостя. Укус змеи – это лишь защитная реакция на доставленные ей неприятности. Гадюка, инстинктивно защищаясь, вонзает зубы в любой предмет, раздражающий ее.
Заслуживает ли гадюка окончательного смертельного приговора? Конечно нет. Между тем, почти каждый, кто увидит змею, старается ее убить. И напрасно. Людское невежество причиняет природе невосполнимый ущерб и лишает медицину нужного сырья – змеиного яда. А яд гадюки является незаменимым компонентом лекарств, применяемых в качестве кровоостанавливающего средства при полостных операциях, препаратов от сердечнососудистых заболеваний, гипертонии, астмы, эпилепсии. И, конечно, при изготовлении противозмеиной сыворотки. Да к тому же на земле должны жить не только «белые и пушистые».

О своих же любимцах нам придется позаботиться самим. Если в ваших местах есть змеи, отправляясь в лес или на болото за ягодами и грибами, оставьте собаку дома или хотя бы не спускайте с поводка, чтобы ваш друг не смог сунуть нос в кучу валежника, стог сена или моховую кочку на болоте. Не покопал лапами под камнем или трухлявым пнем, ведь именно в этих местах так любят отдыхать змеи в полуденный зной. Ведь так справедливо ироническое, но не лишенное здравого смысла замечание Расселла о том, что «… Лучшая гарантия от укуса ядовитых животных – пребывание в стороне от них».

Как быть?

Яд оказывает на организм жертвы гемолитическое воздействие, иначе говоря, свертывает кровь. Попав в организм животного, вызывает возбуждение, которое сменяется сонливостью. Возникает одышка, хуже работает сердце. Через некоторое время снижается кровяное давление. Кроме того, происходит внутреннее кровоизлияние в различных органах, распухают лимфатические узлы. Место укуса опухает, под ним образуется участок омертвевшей ткани. При лечении основное внимание уделяют стимулированию жизненных сил в борьбе с этими токсинами. Применяют камфору, кофеин, кровезаменяющие жидкости. Многие исследователи отмечают, что хорошо действует введение гепарина, «разжижающего» кровь. Конечно, самым лучшим средством является противозмеиная сыворотка «Антигюрза», которая вводится сразу же после укуса змеи. Так что отправляясь в поход или на дачу, не лишним будет позаботиться о приобретении этих средств.

Конечно, исход укуса зависит от многих факторов: от размера змеи (у мелких змей яд токсичнее), от места укуса (са­мые опасные – область головы, шеи и расположения крупных кровеносных сосу­дов), от размера укушенного животного, а также его физиологического состояния. Зависит это и от количества яда, попавшего в организм, и при какой температуре это происходит.

Но при любых обстоятельствах нельзя пользоваться прямо таки инквизиторскими методами, описанными, кстати, в книге «Болезни собак», как то: тугие перевязки выше места укуса, разрезы, прижигания, смачивание ран керосином, равно как и применение «народных» средств – прикладывание к ране земли, вливание в рот керосина и алкогольных напитков.

Накладывание жгутов вызывает застой крови и даже омертвление тканей, но распространению яда это не препятствует. Кроме того, перетягивание конечно­сти жгутом замедляет рассасывание отека и усиливает боль. А через разрезы попадают микробы, которые могут вызвать заражение крови. Удаление же яда через рану не эффективно, ведь кровь на месте укуса быстро сворачивается и кровотечения почти не бывает.

Яна и Алексей МУРАШОВЫ

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий