На медведя

На медведя

В Кирове в мае прошлого года на базе Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. профессора Б.М. Житкова (ВНИИОЗ) состоялась очередная международная научно-практическая конференция «Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства», посвященная 85-летию этого научного учреждения. В процессе работы этого научного форума было отмечено, что квоты на добычу бурого медведя в России используются не полностью. На наш взгляд, обусловлено это двумя причинами: несовершенством законодательства и недостаточным знанием экологии вида при организации охоты на этого зверя.

Опыт ведения охотничьего хозяйства показывает, что только при соответствующем законодательстве можно рационально использовать природные ресурсы. По отношению к бурому медведю охотничье законодательство должно работать по двум направлениям: сроки охоты и правильная ценовая политика в оценке стоимости права на его добычу.

Нет сомнения, что цена за добытое животное должна зависеть от природно-экономических условий региона, уровня ведения охотничьего хозяйства на той или иной территории и качества добытого зверя (трофея). Кроме того, она должна быть дифференцирована для различных слоев населения и доступна для всех охотников, а не только для обеспеченных граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на рациональное и полное использование ресурсов бурого медведя.
Сроки охоты также нуждаются в корректировке. Как правило, охота на бурого медведя открывается в европейской части России с середины августа, то есть в период, когда шкура взрослого медведя из-за короткой шерсти не представляет ценности как трофей. Основным способом охоты в это время является охота на овсах, в связи с чем под выстрел может попасть медведица с медвежатами, которых в сумерках в высоком овсе охотник может не заметить. Указанные факты и недостаточно полное освоение лимитов изъятия дают основание рекомендовать весеннюю добычу вида, которая нелегально и с успехом практикуется на обширных российских просторах. С экономической точки зрения целесообразнее легализовать эту охоту, как, например, на Камчатке.
В данном случае речь не идет об открытии охоты на всей территории Российской Федерации. Каждый регион должен определить перечень охотничьих хозяйств или их участков, в которых может проводиться подобная охота. Весенняя добыча вида будет способствовать более полному использованию ресурсов бурого медведя.
Наиболее добычлива эта охота у естественной или искусственной привады в апреле-мае (в зависимости от региона) до появления гнуса, когда ночи коротки и светлы. В качестве искусственной привады можно использовать мясо павших от незаразной болезни домашних животных, отходы мясной и рыбной промышленности. Корм выкладывается у стационарных вышек, а также в местах вероятного появления зверя.

Одни охотники предлагают помещать падаль в крепкий сруб с одним окном, другие – в железную клетку, бочку, третьи – привязывать или подвешивать, чтобы медведь сразу не съел ее или не уволок в лес. Все зависит от конкретных условий хозяйства.

Но нужно всегда помнить, что медведь – зверь осторожный, а поэтому к месту засидки лучше подвозить охотника на машине, лодке, лошади. Если это невозможно, то к засидке подходят вдвоем-втроем. Причем один охотник остается, остальные проходят далее и другим маршрутом возвращаются назад.
При выходе к приваде зверь ведет себя по-разному, что, по-видимому, связано с полом и возрастом, а также с тем, насколько он голоден. Одни особи подходят без задержки, другие останавливаются и постоянно принюхиваются, третьи и вовсе ложатся и слушают, а если медведь пересек человеческий след, то начинает делать круги и искать «выход» человека.

Опыт показывает, что наиболее эффективна охота, когда в качестве засид-ки используется переносной лабаз или лестница. Они устанавливаются не прямо у привады, а на расстоянии 100–150 м от нее с подветренной стороны у тропы, по которой подходит медведь. На таком расстоянии от привады зверь ведет себя менее осторожно, а это значительно увеличивает шанс, что он попадет под выстрел.

При устройстве засидки главное внимание должно быть обращено на удобство стрельбы, так как иногда сидеть приходится длительное время, и выстрел нужно будет производить в условиях недостаточной освещенности. Расстояние от засидки до тропы определяется выбором оружия (гладкий или нарезной ствол) и защитными условиями угодий. В любом случае, если охотник сидит дальше от тропы, это повышает его шанс встречи со зверем, так как уменьшается вероятность «причуи-вания» зверем охотника. Занимать место на засидке нужно не позднее одно-го-двух часов до сумерек. Все зависит от конкретных условий конкретного хозяйства.
Охота у естественной привады предпочтительнее, ведь в данном случае медведь ведет себя менее осторожно. Принцип охоты такой же, как и при охоте у привады искусственной.

В условиях открытого ландшафта, например, в горах следует практиковать охоту с подхода и нагоном. При этих способах охоты имеется возможность хорошо рассмотреть зверя, определить его трофейные качества. Например, отдельные особи выходят из берлоги с дефектами шкуры (пролежнями или с шерстью, «подстриженной» мышами).

Вряд ли устроят бывалого охотника охоты с использованием снегоходов или вертолетов, которые, случается, практикуются на Камчатке.
Как отмечалось выше, основным способом охоты на медведя в европейской части России остается охота на овсах, которая эффективна при неурожае ягод (брусника, малина, рябина), когда зверь голоден. Наоборот, в годы урожая на ягоды и в полнолуние добыть медведя становится проблематичным.

Большинство охотников, которые охотятся на овсах, используют для засидки лабазы из палок, реже досок на примыкающих к овсяным полям деревьях. Как указывалось, охота с такого лабаза может быть успешна лишь в том случае, если зверь голоден и не напуган. Многочасовые сидения на лабазах в различные сезоны в угодьях Кировской, Тверской и Новгородской областей навели меня на мысль, что для такой охоты лучше всего использовать переносную лестницу, которую устанавливают в нужном месте.

Наш опыт применения лестницы для охоты на медведя подсказывает, что ее лучше изготавливать из подсобного материала, но не ближе 500 м от места проведения охоты, так как медведь – зверь очень осторожный и стук топора может его встревожить.

Для изготовления лестницы нужно иметь достаточное количество гвоздей размера 150–200 мм, легкий и острый топор. Срубаются две жерди длиной 3–3,5 м, а также 7–8 поперечин длиной 85–90 см, способных выдержать вес человека. Кроме этого, вырубается еще поперечина длиной около 1,5 м, с помощью которой лестница устанавливается между двух растущих рядом деревьев. Более длинные гвозди используются для изготовления «седушки» – места, где будет сидеть охотник.
Для нее следует использовать две поперечины. Чтобы удобнее было сидеть, заднюю поперечину нужно прибивать чуть выше на 2–3 см, так как лестницу устанавливают не перпендикулярно земле, а под небольшим углом к ней. Кроме того, для повышения комфортности поперечины, на которых будет сидеть охотник, стесывают топором.
На засидке рекомендуется сидеть на чем-то мягком. Для этого нужно приносить с собой кусок поролона, специальную подушку или использовать подручные средства, например, мешок, набитый травой, сеном. Поперечину под ноги нужно прибивать на определенном расстоянии от «седушки», чтобы оно соответствовало длине голени охотника.

Ноги должны удобно опираться на поперечину, но ни в коем случае не висеть или быть высоко задранными. Ступенек у лестницы должно быть ровно столько, чтобы по ним охотник мог подняться и усесться на «седушку». Под спину с задней стороны прибивают полутораметровую поперечину. Когда лестница готова, то ее нужно приставить к дереву и опробовать, насколько она пригодна.

Кто не один вечер или ночь провел на лабазе, тот знает, что, как правило, медведь подходит к полю, но на выстрел не появляется. Практическим путем было установлено, что лучшее место для за-сидки то, где пересекаются тропы медведя, когда он обходит поле по кругу и выходит на него. Именно этот участок угодий, который С.А. Корытин (1998) называет «ходовым местом», наиболее часто посещается зверем.

В зависимости от рельефа местности и типа насаждений это расстояние в 20–100 м от кромки поля. Но и это еще не все. Опытный медведь приходит к полю за 3–4 часа до сумерек, ложится и слушает, в чем мы не раз убеждались. В этом случае даже «развод» охотников не давал положительного результата. «Развод» заключался в том, что охотники двигались группой от одной засидки к другой. При этом один из охотников занимал место стрелка, в то время как остальные некоторое время находились рядом. После того, как охотник «освоил» место своей засидки, остальные продолжали движение к другой.

Если площадь овсов большая, то нужно развести стрелков по засидкам как можно шире. Одному охотнику следует регулярно перемещаться вдоль кромки овсов, чтобы не давать возможности зверю выйти на поле. В этом случае животные будут перемещаться тропами в поисках спокойного места для выхода на овес и неизбежно попадут под выстрел.

Перевозить, переносить и устанавливать лестницы лучше всего, когда место для засидки уже выбрано. Это утренние часы, когда можно аккуратно топором подчистить секторы для стрельбы. При этом все срубленные ветки выносят из леса, так как они могут изменить естественный фон. Нужно всегда избегать значительной рубки мешающих веток.

Если в первый вечер охота не состоялась, то утром нужно обойти овсы и переставить лестницы. Более двух вечеров охотиться на одних и тех же полях не следует, чтобы совсем не напугать животных. Как правило, через шесть-семь дней, медведь, если он не сильно напуган, возвращается на эти поля, после чего охоту можно проводить вновь.

При организации нужно учитывать и погоду. Так, С.А. Корытин (1998) считает, что с установлением теплой погоды проголодавшиеся звери менее осторожны. Чем больше влажность воздуха, тем дальше звери обнаруживают приманки, другие пахнущие объекты – охотника. Без ветра животное обнаруживает запахи лишь на очень близком расстоянии. Большие звери улавливают запахи на большем расстоянии. Соответственно, охота на засидке будет эффективна в сухие и безветренные дни, особенно на молодого, мелкого зверя.

Следует отметить, что охотники должны быть одеты и обуты по сезону. Вопрос о том, нужно или нет надевать свежую одежду перед засидкой, остается спорным. Но считаю, что, если позволяет погода, следует максимально раздеваться и перемещаться не спеша, налегке. В этом случае необходимую одежду лучше нести в рюкзаке и надевать лишь подойдя к засидке. В любом случае вспотевшего охотника зверь причует быстрее и с большего расстояния.

Успех во многом зависит от выбора оружия, патронов и практики охоты. Для охоты в лесу на тропах, когда выстрел производится не далее тридцати шагов, предпочтение следует отдавать гладкоствольным ружьям. Из этого оружия легче сделать верный выстрел по движущемуся зверю пулей накоротке, чем из карабина, требующего более тщательного прицеливания. При охоте с гладкоствольным оружием предпочтение следует отдавать пуле «Полева».

Карабин, наоборот, незаменим при охоте с подхода, которая может прово-диться на овсах как в вечерние, так и в утренние часы. Например, известный охотник из Минска Войцех Вячеславович Кононович использует для таких охот винтовку «Хейм» под патрон .30-06 (7,62х63), которая обеспечивает ему гарантированный точный выстрел до 200 м, причем использование охотничьей собаки, дратхаара по кличке Рик, позволяет ему находить всех стреляных зверей.

Применение при охоте на медведя натасканной охотничьей собаки значительно повышает успех охоты, особенно при ранении зверя. К сожалению, охота с лайками в России широкого развития не получила. Причина очевидна: отсутствие достаточного количества лаек-мед-вежатниц.

Описывать подробно все существующие способы охоты на медведя нет необходимости, так как они достаточно хорошо освещены в отечественной литературе. Например, «Охота на медведя», 1997 год, справочное издание, составитель В.В. Королев. К тому же в каждом регионе или хозяйстве, конечно же, имеются свои тонкости и особые приемы проведения той или иной охоты. В данном случае нет предела совершенству, ведь охота — процесс творческий и требует определенного осмысления.
Надеюсь, что мои советы и рекомендации по изменению охотничьего законодательства будут услышаны чиновниками. В конечном итоге это будет способствовать более рациональному использованию ресурсов бурого медведя. А пока приходится констатировать, что, к сожалению, интересы правящей элиты далеки от чаяний рядовых охотников.

Сергей КОНОНОВ

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий