Полярные рыбалки

Мой очередной отчет о подледной ловле называется «Полярные рыбалки» отнюдь не потому, что случились эти рыбалки непосредственно за Полярным кругом, а потому, что две рыбалки в одном и том же месте закончились с полярными результатами. О том, как все это было, о радостях и огорчениях, о вопросах и ответах, о выводах и догадках вы и узнаете из этого отчета. Начнем в порядке исторической очередности.

Рыбалка «Плюс»

Любая рыбалка, в том числе и зимняя, начинается с того, что сначала выбирается место ловли. Место нашей рыбалки было выбрано с учетом того, чтобы это было обязательно озеро (а лучше — еще несколько озер поблизости от основного) и чтобы в нем были щука и крупный окунь. Причем не обязательно должен ловиться только крупный окунь, но вероятность поимки достойного трофея все-таки имелась. Ловить окуневую мелочь будем в глухозимье, когда рыболов любой рыбе рад, а пока есть возможность — все-таки будем ловить крупных рыб.

Утренний сумрак… Мы в двадцати минутах езды от озера. Последний перекур перед тем, как снегоходы доставят нас на выбранное место. Как обычно, перекур проходит весело. Все полны самых радужных предчувствий. Место для нас новое, неизведанное. Но, со слов нашего проводника, рыбы в этих местах «полно». Главная причина рыбного изобилия банальна: летом попасть на это озеро практически невозможно, ведь до него — более километра непролазного кочкарника, и ни один, даже самый жадный браконьер не рискнет совершить такой изнурительный марш-бросок. Соответственно, озеро сохранило весь запас рыбы, оставленный в нем в половодье. Обычно в таких озерах хорошая кормовая база, и щуки-сеголетки за неполный год успевают вымахать до достаточно приличных размеров в 400—500 г веса. Как известно, некрупная щука активно питается, и есть большая вероятность хорошо половить на балансир не только окуня, но и «зубастую».

Но пора в дорогу… Ага, а вот и один-одинешенький запорошенный след («буранница») до озера. Рыбаков нет, и весь этот небольшой водоем в нашем полном распоряжении. Таких малых озер в пойме Оби великое множество. За их размеры и при этом приличные глубины эти озера часто называют «ямками». Клев в них капризен и подчиняется только своим собственным и часто (по мнению рыболовов) лишенным логики законам.

Первые лунки пробурены. Начать рыбалку мы решили с мормышки. Пять минут непрерывной игры у дна и вполводы, а еще ни одной поклевки. Пора перевести дух. Я впервые за все это время отвожу взгляд от кивка и поднимаю глаза, чтобы дать им отдохнуть от напряженного однообразия. Есть! У моего напарника попался первый небольшой окунек. Почти тут же следует поклевка и у меня. Следующие десять минут приносят мне несколько окуней самого разного размера: от стандартных до 300—400-граммовых экземпляров. Начало положено. Значит, здесь можно обосноваться на целый день. К тому же у моего приятеля щука откусила мормышку, а значит, самое время поставить жерлицы. Но, как всегда бывает, жерлиц мы взяли всего две, поскольку рассчитывали ловить только на мормышку и балансир. Жерлицы были быстро расставлены, и пришло время заменить мормышку балансиром. Первые же пробы приносят несколько приличного размера окуней, вытащенных буквально один за другим. Затем следует затишье. Ждем следующей окуневой стаи. И вновь минуты ожидания приносят результат. Один из окуней потянул на полкило.

Время перевести дух, перекусить и осмыслить дальнейшую рыбалку. Приходим к выводу, что, пожалуй, лучше будет перейти к активным действиям и не ждать, когда окунь найдет тебя, а самому обнаружить его «лежбище». Просверливая лунки через каждые 10 метров, мы методично начинаем облавливать всю прибрежную зону этого небольшого озера. Насверлив достаточное количество лунок, мы, не задерживаясь подолгу в каждой, начинаем облавливать их, двигаясь по кругу. Вернувшись к первым утренним лункам, решаем проверить и их. У моего напарника на балансир цепляется леска от жерлицы, и по рывкам он понимает, что живца схватила щука. Но сделала это она так ювелирно, что не сбросила флажок на жерлице. Вскоре щучка весом около килограмма — на льду. Причем заглотила она живца так глубоко, что освободить снасть не представляется возможным. Запасных поводков и крючков у нас нет, а значит, из двух жерлиц в строю остается только одна. Обидно…

Дальнейшая ходовая рыбалка принесла еще два—три десятка солидных окуней на двоих плюс две щуки и несколько поврежденных балансиров. Щука вела себя развязно: разгибала крючки, откусывала поводки и хвосты у балансиров. К вечеру клев стал заметно хуже. Но это уже неважно. Получено громадное удовлетворение. Мы уже не корпим над лунками, а, собравшись у импровизированного стола, перекусываем и строим планы на следующую рыбалку. Вечереет. Пора ехать домой. В следующий раз сюда мы уже приедем во всеоружии и прошлых ошибок не допустим.

Рыбалка «Минус»

Две недели до следующего выезда на ставшее «заветным» озеро проходят в планировании рыбалки. Переписка по электронной почте идет почти каждый день. Единогласно принято решение: взять побольше жерлиц, приехать засветло и, не теряя времени (декабрьский день так короток), насверлить побольше лунок для жерлиц и для рыбалки на балансиры. Покалеченные балансиры отремонтированы и прикуплены новые. Ночь перед поездкой проходит, скорее, не во сне, а в бреду. 2—3 часа на сон, середина ночи, но уже пора подниматься, чтобы поспеть к заветному озеру до восхода.

А мороз все крепчал. Слипались заиндевевшие веки, и от недвижимой езды в снегоходе подмерзали ноги. Но вот мы и на нашем счастливом озере. Не мешкая, сверлим с десяток лунок. Солнце только-только появилось из-за горизонта. Для клева еще немного рановато. Но мой напарник, в эйфории от предстоящей рыбалки, настоял на том, что буквально в одном—двух метрах от берега обязательно будет стоять окуневая мелочь, так необходимая нам на жерлицы, и ее уже можно начинать ловить, несмотря на то, что утро еще толком не наступило. Крепкий мороз явно не благоволил для ловли на мормышку. Лунка покрывалась тонкой коркой льда буквально на глазах. Но делать нечего — надо трудиться.

В безуспешных попытках поймать малька проходит полчаса. За это время не произошло ни одной поклевки… Смутные предчувствия начали одолевать меня. Я вспомнил прогноз погоды. В нем было сказано, что постепенно в течение дня будет теплеть, и к вечеру температура воздуха поднимется до —10° С. Падения давления в прогнозе не ожидалось, северный ветер будет меняться на благоприятный юго-западный, а то, что будет теплеть — может, это даже и к лучшему. В теплую погоду, называемую «чебачьей», и эта белая рыба, которой в озерах довольно много, тоже может начать активно клевать.

Но эти на первый взгляд благоприятные прогнозы не сбывались. Прошел уже час, а рыбалка у нас так и не сдвинулась с мертвой точки. Одно дело, если бы рыба клевала редко или, скажем, осторожничала, а здесь — полное бесклевье, да еще в крепкий мороз. Перефразируя Джека Лондона — «Белое бесклевье». Я был бы рад любому шевелению кивка, ведь когда рыба клюет вяло или неактивно — это одни из моих самых любимых рыбалок. Именно в такие рыбалки можно применить свою фантазию, использовать весь арсенал приманок (причем многие новинки впервые), поэкспериментировать с игрой и, в конце концов, найти оптимальное решение… Но одно я знаю точно: когда клева нет совсем, ни шевеления, ни тычка у троих рыбаков одновременно — дело плохо. Это значит, что смена приманок, поиск нужной игры и прочие ухищрения с вероятностью 90—95% не принесут результата. В малых озерах рыба либо клюет, либо… Такие рыбалки в моей практике случаются достаточно часто, и я обычно это понимаю очень быстро и никогда не жду милостей от природы и понапрасну не теряю время. Я знаю одно. Если не клюет на этом озере — может клевать на соседнем. Если не на соседнем, то в окрестностях всегда найдется озеро, на котором, несмотря ни на какие природные катаклизмы, клев будет. Не долго думая, я решаю выдвинуться на ближайшее озеро, благо идти до него не более 300 метров.

В новом месте на второй или третьей лунке следует верная поклевка, и на льду — щука около кило весом. Вполне возможно, что вот оно, то озеро с клевом. Звоню. Оказывается, на основном озере тоже только что было поймано три щуки на двоих. Ага… И что делать? Безуспешно обловив еще несколько лунок, решаю вернуться к основной компании, ведь там дела не хуже, а вместе — веселее. С момента моего звонка поклевок у них больше не было. Очевидно, произошел один из тех самых частых случаев, когда щука вышла покормиться буквально на полчаса. Причем случилось это одновременно на двух озерах. А где же окунь? Снегохода у нас под рукой нет, а значит, мы ограничены в передвижении и в поиске клева на других озерах. Допускаем, что окунь может начать клевать только в середине дня (такое тоже часто бывает). И чудо произошло — один окунь, а вернее, окунек, был вскоре пойман и благополучно поставлен на жерлицу. Конечно же, на жерлицу последовала поклевка, и еще одна щука оказалась на льду. Эх, малька бы! Дальнейшая рыбалка до вечера принесла всего двух небольших окушков, которых мы, потеряв веру в рыбалку, поленились поставить на жерлицы…

Загружаясь в автомобиль, мы долго обсуждали итоги прошедшей рыбалки и задавали один и тот же вопрос: «Почему сегодня такой плохой клев?» Нет, конечно, выловить пять щук на троих — это совсем не плохо, но без окуня рыбалка становится скучной. Можно было бы, конечно, подойти к ловле по-спортивному и без роздыха рассверливать все озеро в поисках единичной активной рыбы. Но заканчивать рыбалку лично для меня что с одной рыбой, что с вымученными непосильным трудом тремя окунями — одинаково обидно. Такой спорт — не по мне. По мне, главное — найти или спровоцировать клев там, где он есть. А вот там, где его нет, практически никогда не удавалось кардинально изменить ситуацию. По крайней мере, вывод этот касается только озер. На реках, думаю, ситуация немного получше. Все-таки на реках кислородный режим лучше, да и само течение заставляет рыбу больше двигаться, а соответственно, кормиться.

Чтобы снять неприятный груз со своих плеч, позвонили знакомым рыбакам, которые тоже рыбачили где-то в этих же окрестностях. У них ситуация была ровно такая же, как у нас: несколько щук и окуней на большую компанию. Обловили они ни много ни мало четыре озера, и везде была одинаковая ситуация. Отъезжая домой я пророчески сказал: «Вот помяните мое слово: всегда найдется озеро, на котором, когда везде не клюет, клев будет». И что бы вы думали: на следующий день я узнал, что в тех же краях на одном из многочисленных озер, несмотря ни на что, клев все-таки был и даже весьма неплохой.

Заканчивать эту статью все же хочется на мажорной ноте. Полярные рыбалки случаются у многих рыболовов с завидной постоянностью. Но даже во время полного бесклевья есть один обнадеживающий факт: если нет клева на вашем озере — всегда найдется такое «неадекватное» озеро, на которое почему-то не оказывают влияния изменения погоды и прочие факторы, и там есть клев. И если имеется транспортная возможность, то советую поискать такое волшебное место. Главное — не потерять попусту время на первом же озере в ожидании чуда. Помните: опыт всегда приходит после того, как он был нужен.

Константин ФАДЕЕВ

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий