Работу молодым

Работу молодым

Российское охотничье хозяйство уже длительное время находится в тяжелом кризисе. Но наиболее «разрушительные» процессы происходят с кадрами специалистов-охотоведов — основной движущей силой в деятельности любой охотничьей организации, независимо от ее ведомственной принадлежности или организационно-правовой формы. Только на профессионалах должна выстраиваться и вся «руководящая вертикаль» до руководителя охотничьего ведомства, где в идеале должен находиться специалист высочайшей квалификации.

Как отмечалось еще в справке Охотдепартамента (2003 г.) «О состоянии государственного управления в области охраны и развития охотничьих ресурсов Российской Федерации», в отрасли «накопился целый комплекс проблем по кадровому обеспечению, ухудшается качественный состав руководителей и специалистов, остается высокая их сменяемость. Закрываются факультеты ВУЗов, которые готовили профессионалов биологов-охотоведов.

При общей штатной численности работников 10640 единиц, 638 единиц или 6% остаются вакантными. Это указывает на слабую привлекательность работы в наших организациях, происходящую от низкой социальной защищенности.

Больше всего вакансий на низкооплачиваемых должностях: охотовед, егерь, лесник — до 9 процентов.

Средний возраст работников около 43 лет, при этом работников до 30 лет всего 11 %, а работников в возрасте более 50 лет 23 %, в том числе боле 60 лет 4 процента.

Все или подавляющее большинство работающих в отрасли имеют стаж работы по специальности от 3-х лет и выше, что достаточно для замещения должностей в соответствии тарифно-квалификационными требованиями.

Особенно неблагополучно обстоят дела с наличием специалистов с высшим или средним специальным образованием. В соответствии с современными требованиями, практически все работники органов государственного охотничьего надзора, от егеря до начальника управления, включая специалистов: охотоведов, бухгалтеров, экономистов, кадровиков, юрисконсультов должны иметь высшее профессиональное (профильное) образование.

Однако фактически работников с высшим образованием всего 27%, в том числе с профильным образованием — всего 18%. Особенно недопустимо, когда на должности главных специалистов (главных охотоведов, главных лесничих, главных бухгалтеров), начальников районных отделов назначаются лица без специального высшего образования»

Можно уверенно сказать, что за прошедшие с момента подготовки этой справки, пять лет ситуация не улучшилась. Дипломированных специалистов в угодьях стало еще меньше, а средний возраст их значительно вырос.

Кроме того, в последнее время в охотничьем хозяйстве начинают набирать силу новые перспективные тенденции. Появляются охотпользователи, заинтересованные в эффективном ведении хозяйства, его всемерном развитии. Они объединяются в союзы и ассоциации для совместного отстаивания своих прав, обмена опытом. В охотничье хозяйство начинают вкладывать серьезные денежные средства. Соответственно, появляется потребность в современных кадрах охотоведов, способных решать задачи в новых экономических условиях.

Сейчас биологов-охотоведов готовят 4 крупнейших ВУЗа с богатой историей. Это Московская государственная сельскохозяйственная академия — обучение проводится на зооинженерном факультете (кафедра зоологии). Вятская государственная сельскохозяйственная академия – на биофаке (кафедра охотведения). Иркутская государственная сельскохозяйственная академия — обучение проходит на факультете охотоведения. Российский государственный аграрный заочный университет (г. Балашиха Московской области) готовит охотоведов на заочном отделении. Ежегодно только из этих ВУЗов выходит приблизительно 300 специалистов с дипломом биолога-охотоведа. Но, общаясь с выпускниками, выясняется, что 6 из 10 не идут работать в отрасль, остальные 4 пробуют свои силы, но потом оставляют это поприще, и лишь 1 из 10 остается работать по специальности.

Это объяснимо. Романтика приключений — здорово, но жить в лесу в отрыве от благ цивилизации, на себе носить мешки картофеля на подкормочные площадки, проводить учет животных, контролировать деятельность егерей, и получать за это сущие копейки не каждому по душе. Иногда, это даже убыточно для личного бюджета, например, 200 литров бензина в месяц, выделяемых хозяйству, недостаточно для нормальной работы. УАЗ «съедает» их за несколько дней. Не говоря о том, что охотоведы и егеря часто попадают под пули браконьеров, а случается, что сжигают и их дома. К сожалению, все государственные охотхо-зяйства и большая часть «частных» предлагают именно такие условия труда.

Анализируя рынок вакансий на январь 2009 года мы выяснили, что рядовой охранник в Москве получает в 2 раза больше, чем квалифицированный охотовед в Тверской области, причем на охранника не надо учиться 5 лет, да и работа эта, в общем, менее рискованная и менее ответственная.

А куда еще может пойти работать дипломированный биолог-охотовед? Такие специалисты требуются: охотхо-зяйствам, заповедникам и заказникам, научно-исследовательским институтам, туристическим, аутфиттерским фирмам и многим другим организациям.

Однако, несмотря на казалось бы широкий выбор, почти все эти организации не отвечают интересам молодых специалистов, а те, которые могут заинтересовать (в сфере охотничьего туризма, служба в госорганах) практически не предоставляют рабочих мест. Одновременно, профессию биолога-охотоведа вы не найдете на сайтах, посвященных поискам работы, да и на бирже труда вам будет отказано. Так, на Московской бирже труда на вопрос о вакансиях по профессии охотовед, мы «получили» лишь удивление оператора!

Это можно вполне объяснить — профессия очень специфична. Значит, не там искали!? Мы обратились непосредственно туда, где работают, или, по крайней мере, должны работать охотоведы. Это организация «Росохотрыболовсоюз» и Министерство сельского хозяйства РФ. Но и там был получен отказ: штат у них полон, никакой специализированной базы трудоустройства кадров нет, и им вообще не интересны специалисты этого профиля.

И вот, вчерашний студент, безрезультатно поискав несколько месяцев работу, решает устроиться, например, менеджером в офис, или мерчендайзе-ром в магазин. Вероятно, что охотоведение просто не его призвание. И это тоже одна из проблем в подготовке специалистов.

Многие абитуриенты после школы выбирают ВУЗ по рекомендации учителей, родителей, друзей, исходя из близости расположения учебного заведения, «за компанию», из-за невысокой платы за обучение и, конечно, исходя из наличия общежития и военной кафедры. Проще говоря, причиной выбора может быть любой фактор, кроме профессионального.

Как ни странно, довольно часто на конкурсной основе поступают именно такие абитуриенты. Многие из них разочаровываются в специальности уже через несколько лет, вникнув в реалии современного охотоведения. А те, для кого это могло бы стать делом жизни, остаются «за бортом», не набрав нескольких балов, или не имея возможности оплачивать обучение на контрактной основе.
Поэтому нужно всемерно не только пропагандировать, специальность «охотоведение», чтобы привлечь, заинтересовать молодежь, но и честно, не скрывая объективных трудностей, информировать об особенностях этой профессии. Только так можно привлечь в вузы ребят, которые более трезво будут представлять свои перспективы в специальности, будут работать в процессе учебы и активно искать место для профильного трудоустройства.

Другая сторона «медали» — могут ли хозяйства, заинтересованные в получении качественных специалистов подобрать себе достойные кадры? Возьмем для примера современное хозяйство, где созданы условия для трудоустройства специалистов. Такие хозяйства есть. Именно в них внедряют передовой опыт, занимаются дичераз-ведением и биотехнией, грамотно решают экономические вопросы, проводят мероприятия по повышению квалификации персонала.

Очевидно, что именно хозяйствам такого уровня необходимы специалисты, прекрасно знающие охотоведение, биологию животных, дичеразведение, менеджмент, природоохранное законодательство, и многие другие «смежные науки». Причем кроме недавних выпускников вузов, хозяйствам нужны и специалисты с опытом практической работы. Но как хозяйствам их найти? Как привлечь и заинтересовать своими предложениями?

Для решения вопросов трудоустройства специалистов в Тимирязевской академии был создан отдел по работе с выпускниками, и молодыми специалистами, который в какой-то мере стал связующим звеном между работодателем, и соискателем. В Академии становится все более популярным «День карьеры». На этом мероприятии, выпускники могут встретиться с представителями профильных фирм, московских центров занятости молодежи. С каждым годом количество участников таких встреч растет.

Интересен и опыт организации «Ярмарки вакансий» в журнале «ОХОТА – национальный охотничий журнал». Рубрика была организована благодаря совместной работе с кафедрой зоологии МСХА и стала своеобразным продолжением «Дня карьеры в тимирязевке».

проблемы подготовки и трудоустройства кадров охотничьего хозяйства страны. Но эти шаги, надеемся, станут инициатором «встречного движения», и руководящие структуры отрасли проявят интерес к решению проблемы. Ведь, как учит народная мудрость «Дорогу осилит идущий!», тем более, что «ждать милостей…» не от кого.

Издание известно на рынке и привлекает к своим публикациям все больший интерес профессионалов, специалистов хозяйств. С недавнего времени журнал становится популярным в студенческой среде. Причем не только в Москве, но и в Кирове, Иркутске, Красноярске, других городах, где есть близкие по профилю вузы. С помощью студентов-активистов в Интернете были размещены наиболее интересные в профессиональном плане материалы и номера журнала (http://forum.huntkirov.ru. Сейчас мы вовлекаем в эту работу выпускников других вузов, организуем взаимодействие с регионами.

Но реальные перспективы в трудоустройстве выпускников-охотоведов и опытных специалистов открываются только с использованием современных информационных технологий. Поэтому уже в ближайшее время предполагаем создать специальный профильный Интернет-портал, и провести ряд видеоконференций.

Работа по информированию о вакансиях рынка труда, проводимая вместе с журналом «Охота – национальный охотничий журнал», на наш взгляд удачно сочетается с разносторонним освещением в издании особенностей профессии биолога-охотоведа. Но хотелось бы, чтобы больше рассказывалось о профильных учебных заведениях, чтобы читатели могли знакомиться с учебными планами, информацией о прохождении практик, стажировок, научной деятельностью студентов.

Конечно, инициативы, основанные во многом на студенческом энтузиазме, не могут серьезно повлиять на решение

Евгений ЕСЬКОВ

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий