Рыболовными тропами глухозимья

Так и не получив удовлетворения от рыбалки, мы, переночевав в избушке, решили наутро посетить сразу несколько озер в поисках нормального клева. Но все утро наши попытки даже увидеть поклевку были безуспешны: Божье, Мотермо и прочие озера с названиями и без — не порадовали нас клевом. Пока мы искали рыбу на одном из озер, водитель нашего снегохода куда-то отъехал и вернулся с целым мешком мерной щуки. С его слов, в одном озере он увидели широкую прорубь, которая едва покрылась тонким льдом. Пробив ногой лед, он увидел сначала одну щучью голову, затем еще и еще. В ноздри ударил резкий запах сероводорода — озеро начинало «гореть». Рыба буквально сама выпрыгивала на лед. Замерил глубину палкой — меньше метра. Поняв, что рыбу не спасти никак, он выловил руками сколько смог щук и поехал к нам делиться этой то ли удачей, то ли трагедией.

Конечно, жалко было оставлять озеро и рыбу в нем на погибель, но спасти его действительно не было никакой возможности. У нас не было ни пешни, ни прочего снаряжения для раскалывания льда, да и само озеро было очень мелкое, и уж если рыба начала в нем «гореть», то спасти ее просто не хватило бы времени. Видимо, вчера кто-то, раздолбив широкую майну, пытался половить в этом озере рыбу, но озеро еще не «горело». Вся выловленная щука была весом 400—600 грамм, что говорило о том, что этой щуке всего год. По всей видимости, крупная рыба в этом озере не остается и, отметав икру, скатывается, а оставшаяся мелочь практически ежегодно погибает.

Следующая ямка на пути нашего движения порадовала хоть и редкими, но все же поклевками, правда, чрезвычайно мелкого окуня и разнокалиберного чебака. Клев был такой вялый, что через полчаса мы оставили эту ямку и выдвинулись к последней цели нашего маршрута — на озеро Кунго. Половив здесь около часа и поймав достаточно приличных окуней и чебаков, мы решили, что через неделю вернемся именно сюда.

И вот спустя неделю мы вновь на озере Кунго и уже не занимаемся поиском клева на других озерах, а целенаправленно ловим только здесь. Кунго находится посреди практически ровной местности и настолько сливается с ландшафтом, что его непросто заметить. На берегах озера не растет ни деревца. А понять, что это все-таки озеро, можно лишь по тому, что на его засыпанной снегом поверхности не торчат из снега редкие сухие травинки.

Первые два утренних часа рыба вообще не проявляла никакой активности. Пустые поклевки изматывали. Наконец, были пойманы первые рыбки и тут же использованы для установки жерлиц. Это у нас уже традиция. Установка жерлиц — дело недолгое, но если попадем на клев щуки — будем с хорошим уловом. Рыба, а это в основном был чебак и очень мелкий окунь, клевала все лучше и лучше, но вот ее размер… Мы пробовали ловить и на глубине, и на мели, искали свалы, но крупная рыба словно уснула. Подъехали молчановские рыболовы проверять оставленные с вечера жерлицы, и у них было пусто. Посетовав на погоду, они сняли снасти и поехали домой.

Вообще, такая картина, когда ловится одна мелочь, типична для сибирской весны. Хоть и редко, но иногда все же случаются дни, когда крупная рыба выходит на кормежку, но такой день надо угадать. Так как озеро Кунго расположено рядом со снегоходными путями, то постепенно на нем стало собираться все больше и больше рыболовов, которые возвращались с поисков клева и, увы, результаты у всех были плачевные. В конце концов, к полудню практически все уже были на Кунго и делились друг с другом мнениями по поводу такого вопиющего бесклевья. Кто-то сетовал на то, что не поймал ничего, а кто-то — на то, что поехал на рыбалку сегодня, а не вчера.

Дело все в том, что одна из рыболовных групп вчера буквально «обловилась» на одной из ямок крупным окунем и щукой. На зимней рыбалке они были впервые, и свой успех объясняли просто — новичкам везет. В их улове было несколько достойных окуней весом от килограмма до двух. Двухкилограммовый окунь своей формой напоминал карася — так широк и толст он был. А щуки весом в 4—5 кг увенчивали общий улов. Причем интересно, что всех окуней они поймали буквально за несколько часов с одной ямки. Лунки приходилось раздалбливать и на вытаскивание крупного окуня уходило чуть ли не полчаса времени. Между окунями происходили поклевки на жерлицы, и приходилось расширять и в этом случае лунки. В общем, не рыбалка, а сплошная титаническая борьба с крупными трофеями.

Окрыленные такими успехами, эти рыболовы в дальнейшем собираются почаще выезжать на зимнюю рыбалку и ловить подобные трофеи. Мы любовались их уловом и счастливыми лицами, в глубине души понимая, что сегодняшний улов — это большая удача, которую они, возможно, никогда уже не повторят, а вот смогут ли они, как мы, ловить и довольствоваться мелким окунем и чебаком? Ведь прелесть рыбалки не только в улове, но и, в большей степени, в самом процессе.

А сегодня у «везунчиков», как и у всех остальных рыболовов, ловилась только одна мелочь. Единодушно на всех озерах крупная рыба отказывалась клевать. Возможно, в этом было виновато падение давления и смена ветра на восточный, а может, все дело в глухозимье, и крупная рыба, сберегая силы, выходит кормиться лишь периодически.

Мы, меж тем, не сетовали на погоду и ветер, а, изначально настроившись на трудовую рыбалку, исправно потягивали чебачков и окуньков, оттачивая рыболовное мастерство. Кто знает, может, работа и дела семейные больше не дадут нам возможности половить в этом зимнем сезоне. Настороженные с утра жерлицы так ни разу и не сработали, а вот брошенная в воду прикормка дала результат. Поклевки следовали одна за другой. И мы, весело потягивая рыбешку, травили байки и анекдоты, не забывая между делом провести некоторые рыболовные эксперименты. Я попробовал половить на искусственного мотыля, которого всегда вожу с собой, но ни разу еще не применял на практике.

Рыба клевала и на искусственного мотыля, но были некоторые нюансы. Во-первых, было больше пустых поклевок. Видимо, едва почувствовав на вкус, рыба «выплевывала» эту наживку. Во-вторых, приходилось усиленно играть мормышкой. Если с живым мотылем поклевки случались и на неподвижную мормышку, то в случае с «подделкой» рыба игнорировала нашу приманку или едва-едва трогала ее. Но вывод все же в целом был положительный: ловить на искусственного мотыля можно, и если у вас кончится наживка, то иметь в своем арсенале такую приманку обязательно. К тому же она практически вечная и почти не сбивается с крючка, что особенно актуально при серьезных морозах, когда мерзнут руки от бесконечного переодевания наживки.

В общем, эта веселая рыбалка принесла много приятных минут. Не было крупной рыбы, но зато отточили технику ловли и узнали много нового и интересного. На обратной дороге у берегов рек уже образовались наледи, и пришлось немного промокнуть самим и намочить вещи, но лед еще достаточно крепкий и беспокоиться о собственной безопасности пока было нечего. Тем же, кто решит испытать судьбу в апреле, рекомендую быть поосторожнее. Лед на озерах очень неоднородный. Да и льдом-то его уже тяжело назвать. Когда сверлишь лунку, то на всей ее глубине стоит кашица из воды и снега при практически полном отсутствии ледовой крошки. Если первый лед в десять сантиметров запросто держит рыболова, то апрельский лед и в тридцать сантиметров может вас огорчить.

Крепкого льда и удачных вам рыбалок!

Константин Фадеев

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий