Подготовка подвесного лодочного мотора к зимнему хранению

Чтобы ваш подвесной мотор еще долгие годы служил верой и правдой, его следует подготовить к хранению в межсезонье. Правильно выполнив подготовку к хранению, вы сможете быть уверены, что в самом начале следующего водно-моторного сезона ваша лодка будет идеально готова к работе. Причем сделать подготовку вы сможете как в сервисном центре, так и самостоятельно, что гораздо выгоднее и в финансовом плане, и в плане изучения собственного мотора. 

Действие 1: Тщательно промойте мотор чистой пресной водой и дайте ей полностью стечь. Смойте всю грязь, смазку и т.п. с внешних поверхностей мотора.

Действие 2: Для моторов мощностью до 4 л.с. подберите емкость для промывки системы охлаждения мотора чистой водой. Проследите только, чтобы бочка была достаточно велика, и вода в ней полностью покрыла отверстие всаса системы водяного охлаждения, расположенное в нижней части ноги мотора. Кроме того, размеры бочки должны быть таковы, чтобы никакая часть мотора не касалась днища или стенок бочки. Надежно укрепите мотор во время работ.

Для моторов мощностью от 5 до 15 л.с. имеются специальные «штуцеры для промывки», которые могут присоединяться к корпусу мотора для подачи чистой водопроводной воды в систему охлаждения. Обычный шланг подходящего диаметра соедините со штуцером и подключите к всасу системы охлаждения мотора в его нижней части.

Прежде чем попытаться запустить лодочный мотор с подключенным штуцером от водопровода, рекомендую внимательно прочесть инструкцию к своему мотору в части работы системы водяного охлаждения. Настоящие советы ни в коем случае не отменяют «родную» инструкцию к мотору.

Работа подвесного лодочного мотора с подключенным к системе водяного охлаждения водопроводом чистой воды является нормальной процедурой промывки и рекомендуется для регулярного выполнения, если ваш мотор эксплуатируется в соленой, грязной воде или в других водоемах, где состояние воды угрожает работоспособности мотора. Можно запускать мотор с подключенным водопроводом в случае поиска проблем работы мотора или для его настройки. На стадии подготовки к длительному плаванию очень полезно проверить настройки вашего мотора на стенде, для чего к мотору необходимо подключить водопровод. Если вы заранее обнаружите неполадки, то ваше плавание будет приятным и завершится успешно.

Выберите место для бочки с мотором, где имеется водопровод. Проверьте наличие топлива в баке, а также надежность подключения топливопровода к мотору. Самое время проверить состояние всех трубок и разъемов топливной линии. На большинстве моторов топливную линию легко осмотреть на всем протяжении от топливного бака. Если с топливопроводом все в порядке, можно начинать заполнять топливную систему. Найдите грушу первичного топливного насоса. Сожмите ее несколько раз до тех пор, пока не почувствуете сопротивление сжатию груши, и она затвердеет, наполнившись жидкостью.

Соедините штуцер, установленный на всасе лодочного мотора с соответствующим разъемом на шланге от водопровода. Теперь осмотрите состояние источника воды: все промежуточные соединения не должны иметь протечек, а прокладки должны быть целыми. Если не удастся обеспечить надежную подачу воды от водопровода к мотору, то последний очень быстро перегреется и может выйти из строя. В любом случае недостаток воды выведет из строя водяной насос мотора.

Перед подключением штуцера от водопроводного шланга осмотрите оба отверстия системы водяного охлаждения, чтобы в них не оказалось какого-нибудь постороннего предмета, который может перекрыть поток воды и вывести мотор из строя. Если окажется, что протоки системы охлаждения забиты грязью или водорослями, то при помощи кусочка проволоки удалите их. Иногда высокое давление, развиваемое водопроводной струей, может само прочистить каналы системы охлаждения.

Прежде чем запустить мотор, необходимо полностью открыть подачу воды.

Запустите подвесной мотор на холостых оборотах на 5—10 минут, чтобы он прогрелся и полностью промылся чистой водой. Мотор должен оставаться в вертикальном положении для полного удаления воды из системы охлаждения.

Действие 3: После завершения промывки системы водяного охлаждения отключите топливопровод от мотора и дайте мотору поработать до полной выработки топлива. Важно убедиться в том, что все топливо удалено из карбюратора, в противном случае любое оставшееся в нем топливо или топливная смесь будут испаряться и откладывать смолы на деталях карбюратора.

Удаление топлива из карбюратора можно выполнить так: когда топлива станет не хватать и работающий мотор начнет «задыхаться», включайте стартер до тех пор, пока обороты мотора не начнут падать. Продолжайте работать стартером при вновь глохнущем моторе, пока топливо не будет полностью израсходовано или удалите сливной винт из поплавковой камеры карбюратора и дайте топливу полностью стечь. По завершении установите винт на место. Хотя такой метод более трудоемок, чем первый, рекомендуется выполнять именно такую операцию, чтобы быть уверенным в полной очистке карбюратора.

Если в топливном баке останется топливо, то рекомендуется добавить в него немного присадки-стабилизатора, что сохранит топливо пригодным для использования на следующий год. Стабилизатор топлива также поможет предотвратить конденсацию паров бензина на стенках бака.

Если ваш мотор не имеет системы дозировки масла (т.е. вы смешиваете бензин и масло для топливного бака вручную), то не рекомендуется хранить таким образом приготовленное топливо длительное время. Со временем бензин и масло расслоятся, что ухудшит смазку мотора.

Действие 4: Обработайте подвесной мотор консервантом. Он продается в виде аэрозоля и используется для предотвращения ржавления цилиндров мотора, распредвала, подшипников, поршней и т.п. Его можно приобрести практически в любом магазине товаров для лодочных моторов. Относительно количества консерванта и способа его применения следует выполнять рекомендации изготовителя этого консерванта (в общем случае — по 60 мл на каждый цилиндр).

Прежде всего, следует удалить свечу (свечи) зажигания и шпильку выключателя дистанционного выключения мотора и убрать их подальше от лодки. И вообще, всегда для предотвращения неожиданного запуска мотора снимайте контакты со свечей зажигания.

Моторы с ручным запуском: При помощи шнура стартера медленно проверните маховик мотора несколько раз, в то же время впрыскивая консервант в отверстия свечей зажигания.

Моторы с электрическим запуском: Чтобы не повредить мотор, прежде чем запустить его, убедитесь в том, что вода подводится к всасу системы водяного охлаждения подвесного мотора. Во время впрыскивания консерванта в отверстия свечей зажигания примерно в течение 5 секунд включайте электростартер, чтобы провернуть коленвал и распространить консервант по цилиндрам. Не следует проворачивать вхолостую мотор излишнее время, иначе можно будет повредить электростартер.

Действие 5: На вал винта нанести специальную водоотталкивающую смазку. Следует тщательно намазать вал винта и шестерни редуктора вала винта любой смазкой для шарикоподшипников (или чем-либо подобным).

Действие 6: Сменить масло в картере редуктора.

Действие 7: Нанесите водоотталкивающую смазку на все вращающиеся и подвижные части, соединения, болты, гайки и пластиковые сочленения.

Смазку и масла нужно покупать только у авторизованного дилера. Если мотор называется Yamaha — то применять рекомендуется только специальное масло Yamaha. То же для Suzuki. Смазки не взаимозаменяемы! Применение так называемых «универсальных» консервационных смазок не желательно.

Действие 8: Чтобы сохранить блеск поверхности корпуса вашего мотора, рекомендуется протереть его небольшим количеством машинного масла. Также можно воспользоваться любой автомобильной мастикой.

И последний совет — хранить мотор желательно в вертикальном положении в сухом и теплом месте.

Василий ПЕТРАКОВ, г. Томск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий