Вопрос по ставкам сбора за пользование объектами животного мира

«Сейчас среди охотников пошли разговоры, что нас хотят заставить платить налог за каждую крякву и зайца. Неужели это правда?»

Николай И., охотник из Якутии.

Вопрос по ставкам сбора за пользование объектами животного мира
Весенняя охота на водоплавающую дичь. Фото Азата Хамидуллина.

На вопрос читателя отвечает юрист Вячеслав Михайлов: «Уважаемый Николай, сейчас в охотничьем сообществе, в СМИ и на охотничьих форумах в Интернете довольно активно обсуждается внесенный 28 октября 2021 г. в ГД проект ФЗ № 10375-8 «О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части отдельных вопросов взимания сбора за пользование объектами животного мира). Согласно этому документу, предполагалось уже с 1 января 2022 года пополнить перечень зверей и пернатых, за получение разрешения на добычу которых нужно оплачивать сбор.

В настоящее время Налоговый кодекс к таким объектам относит только ряд представителей животного мира, которые, в соответствии с федеральным законом об охоте, являются охотничьим ресурсам.

Напомним читателям содержание статьи этого ФЗ. Итак, из копытных животных охотничьими ресурсами на территории страны признаны 16 разновидностей. В их числе как достаточно распространенные лоси, кабаны, косули, олени (благородный, пятнистый и дикий северный), так и сравнительно редкие — например, лань, кабарга, туры, сибирский горный козел, снежный баран, муфлон, серна, сайгак, овцебык и даже гибриды зубра с бизоном и домашним скотом.

К охотничьим ресурсам также относят медведей и большое количество разновидностей пушных зверей. Речь идет о волках, лисицах, зайцах, белках, хорях, енотовидных собаках, норках, барсуках, куницах, бобрах, ласках, корсаках, горностаях, сурках, соболях, ондатрах, рысях, выдрах, шакалах, летягах, росомахах, хомяках, песцах, кротах, енотах-полоскунах, бурундуках, солонгоях, диких кроликах, водяных полевках, сусликах, диких кошках, колонках и харзах.

Охотничьими ресурсами являются также являются некоторые птицы. Например, утки, гуси, лысуха, казарки, вальдшнеп, рябчик, тетерев, глухари, куропатки, бекасы, голуби, кроншнепы, горлицы, дупеля, саджа, гаршнеп, веретенники, турухтан, чибис, коростель, мородунка, хрустан, улиты, обыкновенный погоныш, травник, камышница, улары, камнешарка, пастушок, тулес, перепела, фазаны и кеклик.

Кроме того, для обеспечения ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к охотничьим ресурсам отнесены и другие пернатые. Речь идет о гагарах, крачках, бакланах, чистиковых, чайках и поморниках.

К тому же допускается возможность включения в перечень охотничьих ресурсов на уровнях субъектов Федерации млекопитающих и птиц из числа тех, что не упоминались выше.

При этом ставка сбора пока установлена не для всех зверей и пернатых, которых можно добывать. Самая большая плата предусмотрена за разрешение на отстрел овцебыка, гибрида зубра с бизоном или домашним скотом — 15000 рублей. За обычного бурого «топтыгина» придется заплатить 3000 рублей (за косолапого представителя камчатских популяций — вдвое больше), за белогрудого медведя — 6000 рублей.

За взрослых лосей и благородных оленей ставка составляет 1500 руб. (за каждую особь), за пятнистого — 600 руб., как и за снежного барана, муфлона, лань, тура, серну и сибирского горного козла. Сбор за отстрел косули, кабарги и кабана установлен в 450 рублей, за дикого северного оленя — 300 руб. При этом за добычу молодняка диких копытных (особей в возрасте до одного года) уплачивается только половина указанной ставки.

Разрешение на добычу росомахи и рыси обойдется в 450 руб. (не считая госпошлины), выдры и соболя — в 120 руб., харзы, камышового и степного котов — в 100 руб., бобра, барсука, сурка и куницы — в 60 руб., европейской норки и енота-полоскуна — в 30 руб.

Сбор за глухарей (каменного и обыкновенного) и улара кавказского составляет 100 руб., за саджу — 30 руб., за тетерева, камышницу, фазана, водяного пастушка и погонышей (включая обыкновенно, большого, малого и крошку) — 20 руб.

В некоторых ситуациях предусмотрено обнуление ставки за пользование объектами животного мира. Речь идет о случаях, связанных с устранением угрозы для жизни человека, охраной здоровья населения, предотвращением нанесения ущерба экономике и проч.

Такова была ситуация на настоящий момент. Однако разработчики законопроекта обратили внимание на то, что есть еще большая группа птиц и животных (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и другие), на которых активно ведется охота, а размеры ставки сбора за их добычу в Налоговом кодексе не установлены.

В связи с этим предложено скорректировать пункт 9 статьи 13 и наименование Главы 25.1 НК РФ дополнить словами «отнесенными к охотничьим ресурсам», а также изменить редакции пунктов и дополнить новыми пунктами статьи: 333.1-333.7 и 333.33. По мнению разработчиков законопроекта, такие поправки позволят легально собирать денежные средства за большую группу массово добываемых видов зверей и пернатых.

Исходя из принципа платности пользования охотничьими ресурсами, авторы инициативы предлагают установить единую сумму сбора за охотничьи ресурсы, перечисленные в подпункте «в» пункта 1 части 1 и пункте 2 части 1 статьи 11 Закона «Об охоте». Речь идет о пушных животных и о ряде пернатых (гагарах, крачках, бакланах, чистиковых, чайках и поморниках).

Указанный сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов предлагается оплачивать до получения разрешения на их добычу. Как отмечают разработчики законопроекта, не нужно будет рассчитываться отдельно за каждую особь. Авторы инициативы указывают, что достаточно единовременной уплаты сбора за получение неограниченного количества разрешений на целый год (при условии, что охота будет осуществляться в сезон).

Для «массовых видов» пушных животных предлагается установить единую ставку в 600 рублей, для птиц, добываемых представителями коренных малочисленных народов, — в 700 рублей.

Кроме того, в связи с существенным ущербом, который наносится волками и шакалами иным охотничьим ресурсам и сельскохозяйственным животным, в документе предусмотрена нулевая ставка за добычу этих хищников.

Понятно, что с таким законопроектом не все согласились. Последовала его конструктивная критика. При этом вспомнили, что подобные предложения, начиная с 2014 года, периодически появлялись и снимались с обсуждения. К концу 2021 года документ не был снят с рассмотрения, продолжалась работа по его совершенствованию и доработке. Очередная попытка рассмотрения намечена на апрель 2022 года».

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий