Отвечаем на вопрос охотников о хранении оружия

Наступил 2023 год. Год, с которым мы связываем свои многие ожидания. Прежде всего мира и безоблачного неба над нами. Мира, как на рубежах СВО, так и в семьях. Здоровья и долгих лет счастливой жизни, благополучия и улыбок. Звонкого смеха детей, радости их родителей, бабушек и дедушек…

Отвечаем на вопрос охотников о хранении оружия
Охотник. Фото_by Perovuoj@FLICKR.COM

За прошлый год депутаты Госдумы приняли ряд ФЗ по дальнейшему совершенствованию регулирования охоты и смежных с ней областей законодательства. О большинстве из них наша газета рассказывала, но вопросы от читателей продолжают поступать. Поэтому расскажем об одном из недавно принятых законопроектов, который регулирует гражданское, а значит и наше охотничье оружие.

«Правда ли, что появилась какая-то статья закона, которая прямо регулирует, как поступать со своим оружием нам охотникам, которые собираются на СВО добровольцами?»

Юрий

Уважаемый Юрий! Как офицер, к сожалению, уже в отставке, уважаю Ваше решение. По понятным причинам не будем обнародовать фамилию и место жительства обратившегося с вопросом читателя.

Да, действительно, 29 декабря 2022 года был официально опубликован новый ФЗ № 638 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об оружии” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-638). Он полностью вступит в силу с 30 марта 2023 года, но в нем есть нормы, которые уже «заработали» с момента опубликования документа.

Наверное, Вы слышали именно об этом. В тексте закона были внесены изменения и в статью 22, которая регулирует порядок хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Нововведения установлены новыми ее частями 9–11, которые вступили в силу с 29 декабря прошлого года. Сразу поясню, что указанные нормы не имеют обратной силы, действуют именно с этой даты.

В соответствии с ними, установлено право призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, а также добровольно поступивших в добровольческие формирования, владеющих на законном основании оружием и патронами к нему, сдать свой «арсенал» на хранение в подразделения Росгвардии (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия) либо в органы внутренних дел.

Эти государственные структуры обязаны принять и безвозмездно хранить сданные оружие и патроны к нему названных граждан в период прохождения ими военной службы, а также в период их пребывания в добровольческом формировании. При этом период хранения оружия засчитывается в периоды владения таким оружием, предусмотренные частями пятой, восьмой и девятой статьи 13 настоящего Федерального закона, в том числе в случае истечения срока действия соответствующих разрешений или их аннулирования на основании добровольного отказа.

Напомню, что часть 5 статьи 13 ФЗ «Об оружии» установила кроме прочего, что гражданам РФ, получившим лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием, не разрешается приобретать в целях самообороны или охоты огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).

Часть 8 этой статьи установила при каких условиях охотник (гражданин РФ), имеет право на лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом. Среди этих названных условий есть и такое, что для получения такой лицензии необходимо владеть непрерывно не менее пяти лет охотничьим огнестрельным длинноствольным оружием на основании разрешения на его хранение и ношение, выданного Федеральным органом.

В 9 части статьи 13 установлено право и условия для приобретения для занятий спортом огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. Здесь так же уточняется, что такая возможность предоставляется либо спортсменам высокого класса в соответствующей дисциплине, либо тем, кто уже имеет в собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие на протяжении не менее пяти лет.

Конечно, еще нет практики применения новых норм статьи 22 ФЗ. Но ссылка на части 5, 8 и 9 статьи 13 закона об оружии позволяет предполагать, что время военной и добровольческой службы будет засчитываться в эти сроки ожидания — два года (для получения возможности приобретения гладкоствольного оружия с магазином либо барабаном) и пять лет (для обретения права на покупку нарезного оружия).

При увольнении указанных в части девятой статьи 22 ФЗ «Об оружии» граждан РФ с военной службы или прекращении контракта о пребывании в добровольческом формировании Федеральный орган осуществляет возврат принятых на хранение оружия и патронов к нему их владельцам при отсутствии оснований, препятствующих такому возврату в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Период хранения в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо в органах внутренних дел оружия, изъятого в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 36, 6 и 11 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона, засчитывается в периоды владения таким оружием, предусмотренные частями пятой, восьмой и девятой статьи 13 настоящего Федерального закона, в том числе в случае истечения срока действия соответствующих разрешений или их аннулирования на основании добровольного отказа.

Поясняю, что обстоятельства, о которых говорится, следующие. Часть 20 статьи 13 ФЗ «Об оружии» среди причин не выдачи гражданам оружия называет такие:

  • не получат лицензию граждане, подозреваемые или обвиняемые в совершении умышленного преступления (новый пункт 3.6, который вступит в силу с 30.03.2023 г.);
  • не имеющие постоянного места жительства (действует и сейчас);
  • в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами Федеральной службы безопасности, имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности (начнет действовать с 30.03.2023 г.).

Условия регламентации получения таких Заключений теперь закреплены не только в статье 13 ФЗ «Об оружии», но и в статьях №№: 12 ФЗ «О ФСБ»; 7, 8, 11 т 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 12 ФЗ «О полиции», а также в пункте 2 статьи 9 ФЗ-638.

Проверка, оформляемая данным Заключением, может проводиться уполномоченными правоохранительными органами и в отношении владельцев оружия и будет служить основанием для отказа гражданину в приобретении оружия (или для лишения его ранее выданного оружия) и действовать в течение года с момента вынесения. При этом оно может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также законность вынесения Заключения может быть проверена прокурором в порядке надзора.

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий