Ловись, рыбка!

Клыкастый хищник

Подледным ловом мы с товарищем особо не увлекались никогда. Такая рыбалка непредсказуема: то ли клюет, то ли нет. А долго на морозе да ветре не просидишь: замерзнешь до посинения.

Хотя одного такого энтузиаста я встречал на озере Тургояк в Челябинской области. Гостил зимой у родственников, дом которых стоял прямо на берегу этого водоема. И вот каждое утро я ходил на озеро проведать местных рыбаков, выяснить, какой улов и на что ловят.

Обычно они выбирались на лед к 9 часам утра. Но однажды мне встретился рыбак, который в это время уже возвращался с озера.

— Что случилось? — спросил я. — Может, что-то дома забыли?

— Да нет, — ответил мужчина. — Я тут с вечера оставался, всю ночь ловил.

— И как? Не замерзли? — поинтересовался я, зная, что ночью мороз опускался до 20 градусов ниже нуля.

Оказалось, что рыбак сидел в одноместной палатке. Он обогревал ее всю ночь, сжигая сухой спирт. Нельзя было сказать, что такие усилия окупились сторицей.

За это время мужчина поймал всего 6 чебачков, каждый из которых был размером с ладошку! «Нет уж! — подумал я. — Мы с приятелем на подобные подвиги не способны!».

Сюжет по телевидению

Как-то выбрались на рыбалку ранней весной. В первой половине марта приехали на одно чудесное озеро в 25 километрах от нашего села. Хорошо клевали лещи на первую талую водичку.

Да и погода стояла теплая. К обеду температура воздуха поднялась до 3-5 градусов выше нуля. Так что впечатления от той поездки у нас остались положительные. А в разгар зимы мы не решались заниматься рыбалкой.

Но вот как-то увидели сюжет по телевизору, где показывали сразу добрую сотню человек, вышедших на лед в заливе Петра Великого. Все они дружно ловили корюшку. Нам это зрелище очень понравилось, тоже захотелось попробовать.

«А что, если и самим двинуть куда-нибудь на подледный лов? — задумались мы. — Ехать во Владивосток, конечно, далековато. Но ведь можно найти место и поближе!»…

Внимательно поизучали карту и остановили свой выбор на озере Балхаш, на которое когда-то выбирались летом. Рыбы тогда там оказалось очень много — лови, не ленись. А зимой должно было быть не слишком холодно: юг все-таки. Поехать туда решили на новогодние праздники, продлив их за счет отпускных дней.

Путь на озеро Балхаш

И вот в конце декабря мы уже сидели в пассажирском вагоне состава, следовавшего из Москвы в город Алма-Ата. Через двое суток высадились на станции Чу, расположенной на одноименной реке. Приехали мы довольно поздно, поэтому пришлось ночевать на вокзале. Здание было небольшое, но чистое, а главное — теплое.

Дальше наш маршрут вел к северному берегу озера Балхаш, где находилось больше поселков. Согласно моим прикидкам, там проще было бы отыскать жилье для временных ночевок.

Утром мы позавтракали в столовой недалеко от вокзала. И на свою удачу увидели рядом новенький автобус УАЗ. Разговорились с шофером — молодым парнем, которому на вид было лет 25. Он рассказал, что перегоняет транспорт из Алма-Аты в город Балхаш.

Нам это оказалось как раз по пути. К счастью, водитель с радостью согласился над подвезти. Ему было скучно одному ехать около 120 километров.

Дорога оставляла желать лучшего. Но все-таки через пару часов мы, наконец, добрались до довольно большого поселка Гульшад. Там были столовая, пара магазинчиков, несколько высоких домов и даже одна маленькая гостиница. Населенный пункт находился всего в трех километрах от озера.

Мы перекусили в столовой, где кормили очень даже неплохо. Во время обеда познакомились с одним местным жителем — мужиком, которому было около 35 лет. Он обратил внимание на наши рюкзаки и другое снаряжение, поскольку и сам увлекался рыбалкой. Пригласил нас к себе, предложив вместе половить на озере.

— Я вам все покажу и расскажу! — пообещал мужик.

Дебют на льду

Наш новый знакомый работал в местной школе. В его распоряжении была старенькая машина ГАЗ-51. Автомобиль сильно трещал и скрипел в пути.

На следующее утро наш хозяин решил везти нас в залив возле школьного пионерского лагеря в нескольких километрах от поселка. Однако ночью ударил совсем не южный мороз — под 30 градусов! Поэтому утром мы с полчаса не могли запустить «дряхлый» двигатель машины, но потом все же выехали.

Снега почти не было. Местные жители нас успокоили, сообщив, что холодная погода продержится всего с неделю, а потом потеплеет. В среднем ночью будет 3-5 градусов ниже нуля, а днем возможны и плюсовые температуры.

Вскоре мы добрались до цели. Перед нами раскинулся огромный залив с низкими песчаными берегами. Пионерлагерь представлял собой десяток щитовых домиков. Мы быстро распаковали снаряжение и приступили к лову.

За три часа рыбалки обошли почти весь залив, регулярно пробуривая глубокие лунки. За это время ни разу не клюнуло ни у нас, ни у нашего гостеприимного хозяина! Хотя он и клялся, что буквально в сентябре прекрасно ловил здесь. На закидушку вытягивал за день по десятку судачков…

Разочаровывающий опыт

А как мы замерзли на открытом пространстве залива в холодную погоду, да еще на пронизывающем северном ветре!.. Потом целый час отогревались горячим чаем у сторожа пионерлагеря.

На другой день предприняли еще одну попытку. Нас повезли на другое место за 4 км от лагеря. Там был узкий заливчик между двумя мысами, состоящими из сплошных скал высотой в 4-5 метров. Неподалеку раскинулся небольшой казахский поселок на 15 дворов. Кругом — чистое пространство: ни кустика, ни деревца.

Хорошо было одно — скалы в заливе хорошо укрывали от ветра! А результаты рыбалки вновь нас не порадовали. За два с лишним часа мы опять не увидели ни одной поклевки! Пробовали бурить лунки в разных местах, опускали в воду и блесенки, и мормышки. Никакой реакции со стороны обитателей озера!

С трудом отогрелись у здешней учительницы, курировавшей начальные классы. На обратном пути стали совещаться, что делать дальше. Мы уже крепко разочаровались в такой зимней рыбалке! И тут гостеприимный хозяин предложил сделать третью попытку. Он решил отвезти нас на дальние заливы, где все заросло камышом.

— Там красноперка и лещ должны водиться! — уверенно заявил мужик. — А то и сазана поймаем!

Редкий улов

На другое утро стартовали пораньше и проехали 25 километров до места назначения. Берега дальних заливов действительно были густо покрыты камышом. Сквозь эту растительность, высота которой доходила до 3 метров, мы пробились с большим трудом.

Зато в самом заливе было тихо. А когда выглянуло солнце, лед заиграл яркими красками. В общем, красота! Мы пробурили лунки, уселись у кромки камыша.

Почти сразу у меня произошла поклевка. Я почувствовал, что на крючке сидит что-то тяжелое. Вытащил приличную рыбину весом около 3-4 килограммов.

Сначала и не понял, что это такое. По виду мой трофей напоминал линя, но огромных размеров! И притом рыбина была губастая и усатая!

— Это осман! — сказал наш гостеприимный хозяин. — Вам очень повезло! Он очень редко ловится…

Дело у нас пошло. За пару часов я поймал 9 судаков. Мой товарищ добыл 11, а наш спутник еще больше — 12 клыкастых хищников. Мы уехали очень довольными такими результатами.

На следующей день собирались вернуться и продолжить рыбалку. Договорились никому не рассказывать о нашей удаче, чтобы не привлечь конкурентов. Тем более что жители поселка жаловались на плохой клев везде.

Вот так сюрприз!

В тот день была суббота. Мы сходили в баню, пожарили свежей рыбки и сели ужинать. После обильного застолья, сопровождавшегося возлияниями, улеглись спать. Поднялись в 8 часов утра и долго не могли растолкать хозяина дома.

Пока умывались, собирались, пили чай и завтракали — прошло немало времени. Да потом машина никак не хотела заводиться. Аккумулятор у нее был совсем плохой.

В общем, выехали только в 11 часов, а когда добрались до нашего залива, увидели на берегу с десяток автомобилей и даже пяток мотоциклов. Вся эта техника вытянулась в одну линию вдоль стены камышей. На льду уже ловили человек 50!

Мы стали бранить гостеприимного хозяина и допытываться: кому он рассказал про наши успехи на вчерашней рыбалке. Мужик вначале клялся, что ничего не говорил. Но потом все же сознался, что показал улов своей жене и сообщил ей, куда ездили. А благоверная уже не утерпела и сбегала к соседке — отнесла пару судаков и похвалилась нашей удачей.

У той женщины муж тоже увлекался рыбалкой. Он рассказал о клевом месте своему приятелю — тоже опытному удильщику. И пошло-поехало. В итоге за один вечер информация о судаках на дальнем заливе распространилась по всему поселку!

Век живи, век учись!

Поэтому можно было не удивляться, что столько людей с утра пораньше решили проверить свою удачу. Место и вправду оказалось уловистым. Даже молодые пареньки лет по 15-16 увозили с собой по 5-7 пойманных клыкастых хищников.

А рядом с нами сидел мужик, у которого вообще клевало без перерыва! За какие-то полчаса он добыл штук 15 судаков!

Я потом с интересом рассмотрел его блесенку. Она была спаяна вдоль из двух половинок — одной чисто медной, а другой — никелированной. Приманку хорошо отполировали. В воде блесенка играла и очень напоминала рыбку с ее темной спинкой и светлым брюшком.

«Надо же! Век живи, век учись!» — подумал я. Мы с товарищем сопоставили свои впечатления и решили, что поездка наша удалась. И местные жители нас принимали очень душевно. Гостеприимный хозяин даже отвез нас в аэропорт.

Там мы сели на небольшой самолетик и через час приземлились в Алма-Ате, где добрались до вокзала и расположились в вагоне поезда. Спустя пару суток были уже дома — довольные и даже слегка загоревшие. Все-таки мы провели праздники и отпуск на юге, где прекрасно отдохнули и порыбачили!